По преданию, Цареградская икона Божией Матери — одна из икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. Как и при каких обстоятельствах явилась эта Цареградская икона Божией Матери неизвестно, но известна дата ее явления — 25 апреля 1071 года. В честь этого события совершается празднование 25 апреля / 8 мая.
Согласно существующей легенде, икону , либо ее список, принес в середине XV века из Царьграда преподобный Евфросин Псковский, получивший образ от Константинопольского патриарха. Этот чтимый древний образ находился в Спасо — Елизаровском монастыре под Псковом. Во время войны со шведами монастырь был разграблен. Шведы пытались вывезти награбленные ценности, но их корабли погибли в пучине полноводной реки Толба. К сожалению, вместе с кораблями шведов погибла и Цареградская икона Божией Матери.
Цареградской иконой Божией Матери называют две значительно отличающиеся друг от друга иконы. О другой иконе , празднование которой совершается 17 / 30 сентября, сохранилось предание, что в давние времена два греческих монаха из Царьграда были проездом в Старой Руссе и служили здесь в соборной церкви Божественную литургию. На память о своем пребывании они оставили миниатюрную икону Божией Матери, выбитую на грифельной доске. Относится этот образ к иконографическому типу Одигитрия. Эта миниатюрная икона вскоре прославилась чудотворениями.
Списки с этой иконы находятся в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке; в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии; в Спасо — Елизаровском монастыре в 25-ти верстах от Пскова. Первоначально этот монастырь носил название Сретенский — в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери, принесенной сюда преподобным Евфросином Псковским после падения Константинополя.
Известна еще третья икона, которая называется Цареградской (Константинопольской ), так как явилась в Константинополе в 829 году. На ней Пресвятая Богородица изображена с лилией в руке.
Празднование 25 апреля / 8 мая и 17 / 30 сентября.
Молитва иконе Богородицы «Цареградская»
К Тебе, Пресвятая Госпоже Богородице, недостойнии раби Твои прибегаем: Ты бо, Преблагая, едина незлобивая еси и велемощная к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, за ны грешныя Ходатаица и Непостыдная Предстательница. Веси, яко благость его преступлением Божественных его заповедей зело преогорчйхом: Несть бо грех, егоже мы непотребнии не сотворихом, всяко страх Божий поправше: того ради и Духа благодати и дара преестественнаго сыноположения отвергохомся, и всякаго отвращения и казни достойни сотворйхомся. Веси, Преблагая Заступнице, яко и Твоя милости и дарования мы безумнии забвению предахом, и Твоего милосердия недостойни содеяхомся. Колькраты бо Тя, Госпоже Богородительнице, на умоление Сына Твоего и Бога нашего подвизающе, от злых исправление явити обещахом! Но солгехом окаяннии, и Твое Матернее к Нему за ны грешныя предстательство и заступление ни во чтоже вменихом, и тако зело неблагодарни и злонравии явихомся, и ныне студ свой носяще и ниже воззрети на пречистый Твой образ достойни суще, в покаянии пред ним предстехом. Темже и глаголем: вемы, Владычице, вемы, колико может Твое Матернее ко Христу Богу нашему дерзновение: вемы, яко никтоже, прибегеяй к Тебе, Благосердая, с покаянием и умилением, посрамлен от Тебе бысть, или призываяй Тебе, Пречистая, не услышан от Тебе изыде: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневесто, яко Матерь Свою, мйлостивно моления Твоя приемля. Умилосердися убо на ны непотребныя рабы Твоя и, имиже веси судьбами, взыщи ны погйбщыя: просвети наш ум светом Боговедения, да им озарени бывше, всякое злое помышление и всяк безстудных деяний образ до конца отсечем, всем же сердцем заповеди Господни возлюбим и в них непорочно ходити начнем. еще же, о Владычице, и еретическая возстания низложи, разсеянныя собери, заблуждшыя во едино Христово стадо возврати, старость поддержи, юныя вразуми, вдовйцы и сирыя защити, болящыя нецели и скорбящыя утеши. Благоверным и христолюбивым властем нашим крепость на враги деруй, страну нашу миром огради и во веки незыблему соблюди, нам же всем преспеяние в вере и делех благих в долготу дний даруй. Прежде отшедшыя отцы и братию нашу во светлостех райских и селениих праведных упокой, с нимиже и нас всех в покаянии и исповедании приими, да и мы со всеми святыми прославим Пречестное и Пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.