Икона «Лествица райская»

Икона "Лествица райская"

Икона  «Лествица  райская» — это  одна  из  известнейших  и  древнейших  синайских  икон  XII  века,  которая  хранится  в  монастыре  святой  Екатерины.  Как  гласит  предание,  лестница  на  небеса  явилась  преподобному  Иоанну  Лествичнику,  когда  он  пребывал  в  уединении  в  пещере  недалеко  от  Синайского  монастыря.

В  отшельничестве  преподобный  провел  в  молитве  и  глубокомыслии  40  лет,  пламенея  ревностью  и  благодатным  духовным  огнем. Святой  Иоанн  Лествичник  известен  во  всем  православном  мире  как автор  духовного  аскетического,  необыкновенно  проникновенного  произведения  «Лествица»  (варианты — Лествица  райская,  Скрижали  духовные).

Это  самое  известное  восточно-православное  монашеское  сочинение.  Преподобный  Иоанн  Лествичник  объединил  духовные  и  аскетические  традиции  египетских  монастырей.  Образ  «Лествицы»  упоминается  в  Библии,  где  описывается  видение  Лестницы  Иакова,  по  которой  восходят  Ангелы  (Быт.  28:12).

Свое  сочинение  преподобный  заканчивает  так:   «В  меру  разумения  своего,  создал  я  лествицу  восхождения.  Пусть  теперь  каждый  смотрит  сам,  на  какой  он  ступени».  Пусть  человек  сам  заботится  о  том,  чтобы  его  земные  дела  открыли  ему  дорогу  в  рай.

Иконография:   Икона  «Лествица  райская»  из  монастыря  святой  Екатерины  небольшого  размера  41 х 29,3 см.  Икона  ссылается  на  книгу  святого  и  наглядно  изображает  борьбу  монахов  с  их  грехами. На  иконах  этого  типа  именно  лестница  является  центром  сложной  композиции.  Она  простирается  по  диагонали  и  насчитывает  30  степеней — столько  же  глав  в  книге  преподобного  Иоанна  Лествичника.  Каждая  ступень — это  шаг  в  направлении  небес  и  Иисуса  Христа.

По  лестнице  поднимаются  монахи,  а  вокруг  них  кружатся  бесы,  пытаясь  скинуть  их  вниз.  Одни  успешно  добираются  до  вершины,  а  другие,  не  сумев  побороть  свои  грехи,  попадают  в  адскую  бездну.   На  вершине  лестницы  праведников,  тех,  кто  сумел  победить  грехи  и  искушения,  встречает  Иисус  Христос,  Пресвятая  Богородица  и  Креститель  Господень  Иоанн  Предтеча.

Бог  непостижим,  неведом,  непознаваем.  Его  сущность  недоступна  человеку  и  превосходит  наше  восприятие  неизмеримо.  Божественный  свет  невозможно  видеть,  поэтому,  как  это  не  парадоксально,  в  иконах  он  иногда  представляется  как  мрак.  Этот  «божественный  мрак»  изображается  глубоким  синим  цветом,  почти  черным. 

Господь  Иисус  Христос  написан  на  иконе  на  темно-синем  фоне,  но  это  не  цвет  неба,  как  можно  было  бы  подумать, — это  небесные  сферы,  непозноваемые,  непередаваемые  простыми  земными  средствами  и  невозможные  для  восприятия  ограниченными  человеческими  способностями.

В  левом  верхнем  углу  иконы  изображены  Ангелы  в  виде  прекрасных  юношей  с  идеальными  пропорциями.  Руки  у  Ангелов  покровенны,  т. е.  покрыты  тканью.  С  помощью  этого  древнего  знака,  появившегося  в  V  веке,  передается  благоговение  Ангелов  перед  Иисусом  Христом,  к  Которому  они  припадают  и  молятся  за  борющихся  со  своими  страстями  монахов.

Ангелы  на  иконе  как  бы  бездействуют,  т. е.  не  помогают  монахам  преодолевать  трудности  восхождения  по  лестнице,  только  смотрят  сверху  с  выражением  некоторой  скорби  на  ликах.  Иконописец  хотел  подчеркнуть  этой  деталью,  что  бесы,  как  бы  ни  старались,  не  смогут  повлиять  на  личный  выбор  монахов,  зато  незримая  молитва  Ангелов — действенная  помощь  в  пути.

Выше  всех  на  лестнице  стоит  Иоанн  Лествичник,  которому  осталось  подняться  всего  на  три  ступени,  именно  поэтому  он  еще  без  нимба  над  головой,  хотя  и  подписан  как  святой.  Он  протягивает  Иисусу  Христу  свиток  со  своими  сочинениями.  Следом  за  ним  поднимается  человек  в  белоснежных  епископских  одеждах.  Это  живший  в  XI  веке,  через  пять  веков  после  святого  Иоанна,  игумен  Синайского  монастыря  архиепископ  Антоний.

 В  самом  низу  композиции  стоят  монахи,  собирательный  образ  монахов  Синайского  монастыря,  и  смотрят  на  идущих  вверх.  Они  внимают  поучениям  преподобного,  изучают  его  наставления,  учатся  духовной  науке.  Икона  «Лествица  райская»  имеет  глубокий  философский  и  богословский  смысл.  Путь  к  блаженству  труден,  пролегает  через  тернии,  но  как  же  прекрасна  победа.  Тяжесть,  которую  испытывает  человек,  восходя  по  лестнице,  не  только  физическая,  но  и  духовная. 

Преодоление  своей  греховной  природы,  борьба  с  земными  удовольствиями — первые  ступени  лестницы.  Верхние  ступени  символизируют  восхождение  к  горнему,  это  ступени  веры,  чистоты  помыслов,  воспарения  духа.  Демоны,  искусители  человека  на  его  жизненном  пути,  символизируют  греховные  страсти  и  пороки.

Икона  «Лествица  райская»  показывает  наглядно,  с  помощью  зрительных  образов,  что  происходит  с  теми,  кто  не  сумел  очиститься,  побороть  свои  грехи  и  достичь  душевной  гармонии.  Также  образно  она  демонстрирует  путь,  который  необходимо  пройти,  чтобы  достичь  Царствия  Небесного,  единения  с  Богом,  в  чем  и  состоит  цель  нашей  земной  жизни.

Икона  «Лествица  райская»  достаточно  редкая. В  конце  ХХ  века  в  экспозиции  замечательного  музея,  долгие  десятилетия  размещавшегося  в  Троице-Сергиевой  Лавре,  на  выставке  «Шедевры  древнерусской  живописи»  в  1970  году  была  представлена  икона  XVI  века  «Видение  лествицы»  или  «Видение  Иоанна  Лествичника»  (Новгород).

Икона "Лествица райская"

Эта  икона  отличается  от  византийской  отдельными  деталями,  причем  в  них  явственно  видны  все  признаки  русского  быта,  что  было  во  вкусе  того  времени,  когда  в  живописи  античных  или  библейских  героев  изображали  в  чисто  русской  обстановке.  Иконы  такого  типа  получили  распространение в XVIII  веке  в  качестве  книжной  миниатюры  или  гравюры.

В  Карельском  музее  изобразительных  искусств  в Петрозаводске  хранится  «Икона  Иоанна  Лествичника  со  страдальцами,  без  украшений,  мерою  в  длину  1  аршин  6  вершков  и  в  ширину  1  аршин 1  вершок»,  как  свидетельствует  опись.  Она  была  перевезена  из  иконостаса  в  д. Шелтопорог  Медвежьегорского  района  в  1969  году.

Эта  икона  близка  изводу,  известному  по  нескольким  памятникам,  в  том  числе  по  северной  алтарной  двери  церкви  Введения  во  храм  Пресвятой  Богородицы  Кирилло-Белозерского  монастыря.  Иконе  трудно  найти  стилистические  аналогии  среди  памятников  Обонежья,  хотя  северное  происхождение  мастера  кажется  вполне  вероятным.  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *