Монастырь

Монастырь
Успенский собор в Свято-Успенском Николо-Васильевском монастыре

Православный  монастырь — это  церковное  учреждение.  В  нем  живут  и  трудятся  православные  христиане,  которые  добровольно  приняли  монашеский  образ  жизни,  целью  которого  является  духовное  и  нравственное  совершенствование.  Монастырь  также  называют  обителью.

Монашество — это  духовный  путь,  выверенный  многовековой  практикой  и  сложившийся  в  самом  начале  зарождения  христианства.  Подвижники  благочестия  в  те  давние  времена  собирались  в  одну  общину,  несли  совместные  труды,  разделяли  общую  трапезу  и  подчинялись  одним  правилам.

Эти  правила  веками  совершенствовались,  пока  не  приняли  окончательную  строго  определенную  форму.  Монастырские  Уставы  могут  в  деталях  отличаться  друг  от  друга,  но  основные  их  положения  неизменны,  как  неизменным  является  богослужебный  Устав.

Богослужебный  Устав — это  порядок  и  правила  совершения  богослужений,  соблюдения  постов  и  тому  подобное.  Он  для  всех  монастырей  одинаков.  Эти  правила  содержатся  в  книге  «Типикон»,  который  является  первым  богослужебным  Уставом,  составленном  преподобным  Саввой  Освященным  в  V  веке.

В  православных  храмах  службы  совершаются  также  по  «Типикону»,  но  в  сокращенном  виде.  В  монастырях  же  службы  отличаются  полнотой  и  продолжительностью.  Преподобный  Силуан  Афонский  говорил:  «Монах — молитвенник  за  весь  мир».  Это  очень  непростая  доля,  которая  не  каждому  по  плечу.

В  каждом  человеке  заложен  образ  Божий  от  рождения.  Цель  человеческой  жизни — раскрыть  этот  образ.  И  раскрыть  его  можно  только  смирением,  покаянием  и  молитвой.  Именно  этим  путем  идут  к  Богу  святые.  Отцы  Церкви  учат,  что  единственный  путь  к  святости — это  обретение  смирения.

Согласно  православному  мировозрению  монах  посвящает  себя  духовной  (невидимой)  брани — преодолению  в  себе  греха  с  помощью  Божией  и  невидимому  сражению  с  силами  зла,  бесами.  К  этому  призван  каждый  христианин,  который  при  крещении  становится  «новоизбранным  воином  Христа  Бога».

Широко  известна  книга  митрополита  Тихона  (Агрикова)  «Не  святые  святые»,  посвященная  автором  старцам  и  монахам  Псково-Печерского  монастыря,  одного  из  древнейших  монастырей  России.  В  книге  митрополит  Тихон  раскрывает  прекрасный  мир  созерцания  поразительных  действий  Промысла  Божиего  и  рассказывает  о  своем  собственном  пути  в  монастырь.

Монастырь. Псково Печерский монастырь

Монастыри  бывают  женскими  и  мужскими.  Христиане,  живущие  в  монастыре,  это  братия  и  сестры,  или  насельники  монастыря.  Они  состоят  из  монахов  и  послушников.  Послушники — это  те,  кто  только  еще  готовятся  стать  монахами.  Все  они  составляют  монашескую  общину.

Жизнь  в  монастыре  строится  на  молитве,  послушании,  уважении  к  старшим  и  заботе  о  ближних,  протекает  она  по  строгому  распорядку.  Послушание — это  необходимая  для  христианина  добродетель,  в  миру  и  особенно  в  монастыре.  Это  обязательное,  беспрекословное  исполнение  какой-либо  работы,  порученной  духовником  или  старшим  по  чину  в  монастыре.

Возглавляет  монастырь  правящий  архиерей,  то  есть  епископ,  который  управляет  епархией,  в  ведении  которой  находится  монастырь.  Для  монастырской  братии  он  священноархимандрит.  Но  сам  он  монастырем  не  управляет,  а  назначает  настоятеля  обители.  Женским  монастырем  управляет  игумения.

Игумения,  подобно  священнику,  носит  на  груди  наперсный  крест  и  имеет  право  благословлять  верующих.  В  монастырях  есть  кроме  настоятеля  благочинный,  его  первый  помощник;  духовник,  духовный  наставник;  казначей,  ризничий,  эконом,  келарь,  гостиничный.  Это  послушания  наиболее  опытных  монахов.

До  революции  в  России  было  очень  много  монастырей,  закрытых  и  разоренных  в  годы  революционного  лихолетья.  Открытыми  остались  только  Псково-Печерский  и  Пюхтицкий  монастыри.  В  годы  войны  некоторые  из  них  начали  воссоздаваться  (в  том  числе  Киево-Печерская  Лавра).

В  1965  году  в  СССР  оставалось  всего  15  монастырей.  В  годы  гонений  существовала  скрытая  монашеская  жизнь.  В  1980-1990  годы  началось  повсеместно  в  России  восстановление  монастырей  и  храмов,  а  также  создание  новых.

На  начало  2019  года  в  России  по  статистическим  данным  Русской  Православной  Церкви  насчитывалось  38649  храмов,  в  которых  совершается  Божественная  литургия,  и  1012  монастырей,  474  из  которых  мужских  и  498  женских.

В  русской  Православной  Церкви  5  Лавр:  Свято-Троице — Сергиева  Лавра,  Свято-Троицкая  Александро-Невская  Лавра,  Свято-Успенская  Киево-Печерская  Лавра,  Свято-Успенская  Святогорская  ЛавраСвято-Успенская  Почаевская  Лавра.

Иногда  тот  или  иной  монастырь  называют  пустынью,  что  означает,  что  первоначально  обитель  возникла  в  пустынном  месте  (Свято-Покровская Голосеевская  Пустынь).  Самые  известные  из  них  Оптина  пустынь,  Саровская  и  Нилово-Столобенская.

  Многие  пустыни  со  временем  превратились  в  крупные  монастыри.  К  началу  ХХ  века  в  России  было  74  мужских  и  12  женских  пустыней.  По  форме  это  особый  вид  общежительного  монастыря.

Земля  наша  держится  на  монашеской  молитве,  молитве  святых  и  на  Божественной  литургии.  

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *