Семигородная икона Успения Богородицы

Семигородная  икона  Успения

Семигородная  икона  Успения  Богородицы  (или  Семигородская)  написана  святым  Дионисием  Глушицким.  Преподобный  Дионисий  основал  в  начале  XV  веке  Глушицкий  Покровский  монастырь  в  Кадниковском  уезде  Вологодской  губернии,  к  северу  от  Вологды,  на  реке  Глушице,  в  котором  и  пребывал  святой  образ.  Из  его  обители  икона  была  перенесена  некими  отшельниками  в  непроходимый  лес,  верст  за  20  от  обители,  за  реку  Двинцу,  в  Семиградскую  волость.

Тут  была  поставлена  приходская  церковь  для  Семигородской  волости, в  которой  находилась  Семигородная  икона  Успения  Богородицы.  Ее  нередко  называют  Тупичевской,  равно  как  Тупичевскую  икону  Божией  Матери  называют  Семигородней,  по  месту  пребывания.  Это  просто  совпадающие  названия,  речь  идет  о  двух  разных  иконах.

В  ХV  веке  здесь  свирепствовала  чума.  Все  жители  этой  волости  вымерли,  и  церковь  около  полтораста  лет  стояла  в  запустении.  В  1593  году  одной  старице  московского  Новодевичьего  монастыря  Иулиании,  лежавшей  три  года  в  расслаблении,  явилась  Сама  Пресвятая  Богородица  и  обещала  исцеление,  если  она  возобновит  Семигородную  пустынь.

Старица  Иулиания  из  рода  Болозерских  дворян  Медведевых  дала  обещание,  и  тотчас же  получила  исцеление.  Она  отправилась  в  путь.  На  указанном  месте  старица  нашла  одну  только  полуразрушенную  церковь,  а  в  ней  Дионисиеву  икону  Успения  Божией  Матери.  Выкопав  себе  неподалеку  пещеру  старица  приступила  к  восстановлению.

Она  исполнила  обещание  и  при  возобновленной  в  1602  году  пустыни  жила  с  несколькими  сестрами  в  общежитии  до  своей  смерти  в  1643  году.  В  конце  XVII  века,  а  точнее  в  1651  году,    Семигородная  обитель  была  подчинена  Вологодскому  епископу  и  обращена  в  мужской  монастырь.

Семигородная  икона  Успения  Богородицы  очень  почиталась  монахами  и  местными  жителями,  привлекая  в  эти  места  многочисленных  паломников  и  богомольцев,  поскольку  считалось,  что  она  избавляет  от  различных  тяжелых  болезней  и  недугов.  Число  желавших  увидеть  и  помолиться  пред  чудотворной  иконой  росло  с  каждым  годом.

В  1810  году  на  13  верст  была  прочищена  в  лесу  широкая  дорога  для  приезжающих  к  святому  образу.  В  1831  году  из  Семигородней  пустыни  был  совершен  крупный  крестный  ход  с  Семигородней  иконой  Успения  Богородицы  в  Вологду,  в  которой  в  то  время  бушевала  холера.  После  этого  эпидемия  значительно  ослабела,  а  вскоре  и  вовсе  утихла.

В  1871  году  Вологду  вновь  охватила  эпидемия  холеры.  Вновь  был  устроен  крестный  ход  с  иконой  Успения  из  Семигородней  пустыни.  После  этого  у  вологжан  сложилась  традиция  проведения  крестных  ходов  с  чудотворной  иконой  Успения  Пресвятой  Богородицы  не  только  в  случае  эпидемий,  но  и  при  малейшей  угрозе  их  появления.  Последний  крестный  ход  состоялся  в  1911  году.

Чтимый  образ  сберегался  в  обители  до  ХХ  века.  В  1918  году  Успенскую  Семигорднюю  пустынь  упразднили,  организовав  на  ее  территори  северную  трудовую  артель-коммуну,  в  основном  состоящую  из  монахов,  которые  по-прежнему  проводили  богослужения.

Таким  образом,  пустынь,  как  и  многие  другие  монастыри,  продолжала  полулегальное  существование  со  всеми  монастырскими  традициями  и  атрибутами.    5  января  1919  года  все  монастырские  здания,  ценности,  земли  были  отобраны  Пустораменским  исполнительным  комитетом.  Монахам  было  оставлено  6  келий  в  полукаменных  корпусах.

27  января  1926  года  закрыли  Успенскую  церковь,  где  находилась  Семигородная  икона  Успения  Богородицы.  Чтимый  образ  перенесли  в  храм  святителя  Николая  города  Кадникова.  9  февраля  1926  года  окончательно  закрыли  Семигороднюю  обитель.  На  сегодняшний  день  постройки  обители  находятся  в  руинах.

В  том  же  году  Семигороднюю  икону  изъяли  из  Никольского  храма  и  отправили  в  музей.  На  начало  XXI  века  Семигородная  икона  Успения  Богородицы  находится  в  собрании  Вологодского  государственного  историко-архитектурного  и  художественного  музея-заповедника.

Иконография:  Иконографический  тип — Успение  Пресвятой  Богородицы  в  стиле  канонической  композиции  IX  века,  эпохи,  когда  церковь  преодолела  основные  ереси  и  окончательно  зафиксировала  самые  важные  богословские  положения.  Эти  ранние  изображения  были,  как  правило  лаконичными  и  малофигурными.

В  центре  композиции  располагается  укрытое  пурпурной  тканью  ложе,  на  котором  покоится  пречистое  тело  Богоматери.  Перед  ложем  стоят  апостолы,  их  позы  и  жесты  печальны  и   передают  общую  скорбь  запечатленного  момнта.  За  ложем  находится  фигура  Христа,  который  склонился  над  телом  Матери  и  держит  в  руках  Ее  святую  душу.

Она  изображается  в  виде  спеленутого  новорожденного  младенца,  завернутого  в  пелены.  Над  Спасителем  и  Богородицей  летают  ангелы — небесные  свидетели  этого  славного  и  грустного  момента.  Момент  перехода  Пресвятой  Богородицы  в  Вечность  в  Евангелии  не  описан.  Детали  этого  события  известны  нам  из  Предания  и  апокрифических  источников.

Молитвенная  традиция:  Перед  иконой  молятся  при  всякой  немощи  телесной  и  душевной,  особенно  во  время  эпидемий.

Празднование:  15  /  28  августа

(«Сердец  наших  утешение.  320  чудотворных  икон  Пресвятой  Богородицы,  молитвы  о  благодатной  помощи  в  нуждах  и  немощах.»  составитель  священник  Иоанн  Бухарев.  М , 2013  год )

(   Чудотворные иконы  Пресвятой  Богородицы.  Автор-составитель  С.  Алексеев.  «Библиополис»   2012 год.  В  данной  книге  названия  «Семигородная»  и  Киево — Печерская  соединены)

Один комментарий для “Семигородная икона Успения Богородицы”

  1. Уведомление: Аноним

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *