Чудотворные иконы Божией Матери — это иконы, признанные Церковью таковыми. Существует определенная процедура признания иконы чудотворной. Мы в свой прагматичный век пытаемся все систематизировать, классифицировать, обозначить. Но чудо — оно и есть чудо, что не поддается оно регламентам и нормативам, нашему пониманию и нашему старанию облечь его в словесные формы, втиснуть в какие-то рамки.
Известно великое множество чудотворных икон Божией Матери. Причем разные источники называют разные цифры. Как написал Дмитрий Трофимов в статье журнала «Фома» «Сколько всего чудотворных икон Божией Матери», цитируя предание о жизни Богородицы: «Икон Божией Матери как звезд на небе: число их знает только Сама Царица Небесная».
Ведь это Она являет Свои иконы тогда и в том месте, где особенно нужно. Как ответ и назидание: Я вас слышу. Молитесь! Как призыв: Покайтесь! Возлюбите Сына Моего, как самого себя! Чрез них Она являет Свою любовь и заботу о грешном роде человеческом.
Обретение чудотворных икон, как гласят сказания о них, происходило во времена великих смут, войн, тягчайших испытаний для всего православного мира. Большинство из них уходит в глубину веков. Но есть и новопрославленные чудотворные иконы, как, например, Боянская икона Божией Матери , истекающая слезами Богоматери.
А ведь плакала Богородица накануне братоубийственной войны на Украине! И таких икон только по Украине известно очень много, которые в последние 20-10 лет начинали вдруг то кровоточить, то мироточить, то истекать слезами. Пресвятая Богородица скорбела, молила, предупреждала. Не услышали, не вняли, не поняли!
Первые христиане, уверовавшие в Иисуса Христа и принявшие его учение, вместе с тем любили и благоговейно почитали Пречистую Его Матерь, на которую Он Сам указал, как на Заступницу и Покровительницу их, когда, вися на кресте, отдал Ей в наследие весь род христианский.
Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому Евангелисту Луке, который после Пятидесятницы написал их три: одна из них принадлежала к типу, который мы называем «Умиление«, где изображается взаимное ласкание Богоматери и Младенца. Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность.
Это образ Матери, глубоко скорбящей о предстоящих страданиях Сына и в молчании переживающей их неизбежность. К этому иконографическому типу относятся иконы Божией Матери «Владимирская«, «Донская«, «Взыскание погибших«, «Взыграние«, «Млекопитательница«.
Другой образ относится к типу, именуемому «Одигитрия — Путеводительница». И Сама Божия Матерь и Младенец обращены на них прямо к зрителю. Пресвятая Дева указывает рукой на Сына, как на путь ко Спасению. Это такие иконы, как «Смоленская», «Иверская«, «Иерусалимская«, «Троеручица«, «Споручница грешных«, «Страстная«.
И третий, Оранта, Богоматерь молящаяся, один из древнейших образов Пресвятой Богородицы, как правило, с воздетыми к Богу руками в позе заступнической молитвы, известной с ветхозаветных времен. Иконы этого типа называют еще «Панагия» («Всесвятая»). Мозаика «Богоматерь Оранта» в апсиде Киевского Софийского собора считается древнейшим изображением Божией Матери на Руси.
Авторство святого Евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее списками со списков ) с икон, писанных когда-то Евангелистом. Но почти в каждом сказании о той или иной чудотворной иконе Божией Матери говорится, что она написана евангелистом Лукой.
Православные христиане выражают благоговейную любовь к Божией Матери почитанием Ее святых икон, построением храмов в честь Ее, церковными празднествами в память бесчисленных Ее благодеяний.
В настоящее время в пределах Православной Церкви нет города, села или деревни, нет храма, нет дома, в которых икона Богоматери не составляла бы величайшей святыни.
Дивную картину для благоговейного взора представляют сами чудесные явления святых икон и чудотворения, совершавшиеся по молитвам пред иконами Пресвятой Богородицы. Явленные непостижимым образом, чудотворные иконы Пресвятой Богородицы были и есть той «соломинкой» утопающему в грехах человечеству, за которую следовало ухватиться, чтобы выбраться из болота грехов.
От неистощимого источника святых икон Сама Небесная Заступница дарует верным обильные целебные благодеяния, источает неоскудную благодать и избавляет от всяких бед и напастей. Столько чудотворений и исцелений, помощи Божией произошло по молитвам пред святыми иконами, дарованных с верой к ним притекающим, что об этом сложено бесчисленное множество легенд, преданий, сказаний.
Эти чудеса нашли отражение в летописях, монастырских архивах и других письменных источниках. А уж устных преданий, любовно хранимых в народе, вообще не исчесть. Подлинность чудес подтверждалась именитыми мужами и многочисленными свидетелями. Исцеления от неизлечимых болезней ставили в тупик медицинских светил, которые разводили руками и с недоумением произносили: «Это чудо!».
О наиболее известных и почитаемых чудотворных иконах Божией Матери рассказывается в одноименной рубрике блога, а о краткой истории возникновения и почитания икон в статье Православные иконы .
Из поучений схиигумена Саввы:
«И ты, как бы не страдал, не ищи утешений человеческих, а прибегай только к Утешителю душ наших.
Молитесь Матери Божией, когда буря вражды и злобы восстанет в доме вашем.
Она, Всеблагая и Всеблагомощная, удобно и преудобно может умирить сердца человеческие. Мир и любовь от Единого Бога происходит, как от своего Источника, а Владычица — в Боге, Едина с Богом, и, как Матерь Христа, ревнует и молится о мире всего мира, паче же всех христиан.
Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что не уйдешь ты от Ней, не получивши милости. Так мыслить и так быть уверенным достойно и праведно.
Она — Всемилостивая Матерь Всемилостивого Бога Слова, и о Ее милостях, неисчетно великих и бесчисленных, возглашают все века и все церкви христианские. Она точно есть «Бездна благости и щедрот», как говорится о Ней в каноне «Одигитрии».