Схиигумен Савва, старец, наш современник, священнослужитель Русской Православной Церкви, духовный писатель, оставивший после себя богатое духовное наследие, насельник известного Псково-Печерского монастыря, в миру Николай Михайлович Остапенко родился 23 ноября 1898 года в Новоминской станице на Кубани.
Родился схиигумен Савва в большой благочестивой семье. Его родители, Михаил и Екатерина, прививали детям с детства боголюбивые навыки. Ребенок, получивший при крещении имя Николай, обладал слабым здоровьем, но хорошими способностями, старанием и усердием в учебе.
Николай успешно окончил церковно-приходскую школу. Во время войны 1914 года он был мобилизован и отправлен на турецкий фронт. После войны Николай учился в военно-инженерном училище, а потом в Московском инженерно-строительном институте. Работал по специальности, мечтая посвятить себя служению Господу.
В восьмилетнем возрасте Николай провалился в прорубь, был чудом спасен, долго болел. И вот во время болезни ему было чудесным образом открыто будущее. Он увидел себя уже взрослым в сане священноинока. После этого он стал быстро поправляться.
Николай усердно молился, душой воспаряя к Богу. Однажды в тонком сне будущий подвижник сподобился увидеть святую великомученицу Параскеву, которая указала ему путь к монашеству. В тридцатипятилетнем возрасте Николаю Михайловичу посчастливилось попасть к афонскому старцу Илариону.
Старец предсказал скорое открытие монастырей и утешил: «Будешь жить в Лавре». Предсказание старца Илариона скоро сбылось. Начали восстанавливаться монастыри. В Москве при Новодевичьем монастыре открылась Духовная семинария, куда Николай Михайлович успешно сдал экзамен и был зачислен.
Николай Михайлович принимал активное участие в восстановительных работах Троице-Сергиевой Лавры, будучи инженером-строителем. 25 октября / 7 ноября наместник Лавры архимандрит Иоанн совершил пострижение Николая Михайловича в монахи. При пострижении он был наречен Саввой в память преподобного Саввы Сторожевского.
Схиигумен Савва исполнял в монастыре послушание эконома, потом духовника паломников. Со временем старец схиигумен Алексий передал ему свой духовный опыт и перед своей смертью благословил иеромонаха Савву исполнять подвиг старчества. Число желающих исповедоваться у него начало стремительно расти.
Старец не любил рассказывать о своей жизни. Обмолвится иногда двумя-тремя словами, да и то со страхом и молитвой, чтобы Господь не поставил ему в похвалу. Пребывая всю жизнь в незримом для постороннего глаза покаянии, сокрушении сердца и подвиге молитвы, схиигумен Савва всемерно старался скрыть свой внутренний мир от мира внешнего, суетного.
Схиигумен Савва жил истинно христианской жизнью, горел верою и любовью к Богу, стремлением к подвигу во имя спасения ближних. Это был воин Христов, облеченный во всеоружие Божие против всех слабостей человеческих и искушений бесовских.
Одаренный от природы и умудренный не столько от людей, сколько от Самого Бога, обогащенный небесным сокровищем Божественной мудрости, он знал искусство духовной брани. Вооружившийся непрестанной молитвой, он бил супостатов именем Иисусовым и таким образом невредимо прошел свою многотрудную и многоскорбную жизнь.
Схиигумен Савва в совершенстве исполнил заповеди Господни о любви: «… возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37) и «… возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Он с великой радостью, мужественно возложил на себя чужую тяготу — по слову апостола: «Друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2).
Летом 1954 года пришел приказ Патриарха о переводе отца Саввы в Псково-Печерский монастырь. Очень горевал схиигумен Савва, прощаясь с любимой обителью и своими духовными чадами, но он был нужен в новом монастыре: крайне бедная, малопосещаемая обитель обрела старца, туда стали стекаться потоки людей.
В Псково-Печерском монастыре принял Батюшка великую схиму, здесь написал большую часть своих книг, здесь в воскресенье 14 / 27 июля 1980 года схиигумен Савва отошел ко Господу, и монастырский колокол возвестил о кончине великого подвижника, «старца-утешителя», как называли его духовные чада.
Со всех уголков нашей великой страны съехались они, а было их у отца Саввы более 7000, в Печоры, чтобы проводить любимого Батюшку в последний путь. «Он творил любовь», говорили они. Вот почему никогда не угасает лампада на могиле старца в Богом зданных пещерах (так называется одна из книг «зеленой» серии, первая из которых известна во всем мире — «Не святые святые») Псково-Печерского монастыря.
Почти все книги старца, его наставления и поучения направлены к одному: заставить человека задуматься, что он есть раб Божий и, только обратившись целиком к Богу, можно увидеть мир таким, каким он создан Самим Творцом. И тогда, увидев всю силу и благодать Божию, навсегда проститься со своей неправедной жизнью.
Об этом схиигумен Савва писал в своей книге «Плоды истинного покаяния». Для тех, кто впервые приезжал в Печоры и мало знал о Псково-Печерском монастыре, он написал книгу «Краткое описание Псково-Печерского монастыря». Другие его книги: «Дар благодатной молитвы», «Покаяние», «Наставление мирянам», «Как вести себя при занятиях житейскими делами», «Мысли», «Законы роста в душе человека», «Страсти», «Привычки» и другие.
Из поучений схиигумена Саввы:
«Марфа, Марфа, печешися и молвиши о мнозе…» — и в наше время звучат эти слова Христа Спасителя.
Кто из нас не уподобляется Марфе, суетящийся и заботящейся только о земном? Даже посещая святые места, наслаждаясь чудным церковным песнопением и чтением, мы не перестаем держать в уме своем мирское, временное, житейское.
Порою не трогают оледеневших сердец наших слова, слышанные нами в церкви: «Всякое ныне житейское отложим попечение» — и уходим мы из храма неисцеленными.
Возлюбленные! Входя в храм, оставим за порогом его все свои заботы и тревоги о земном, вознесем ум свой горе, чтобы благодать Божия коснулась наших сердец, чтобы уйти нам из храма обновленными.
Оставим суетность Марфы и изберем благую часть Марии, то есть стремление к слышанию слова Божия и исполнению (хранению) его.» (Из книги «Бисер духовный»)