Схиигумен Савва

Схиигумен Савва

Схиигумен  Савва,  старец,  наш  современник,  священнослужитель  Русской  Православной  Церкви,  духовный  писатель,  оставивший  после  себя  богатое  духовное  наследие,  насельник  известного  Псково-Печерского  монастыря,  в  миру  Николай  Михайлович  Остапенко  родился  23  ноября  1898  года  в  Новоминской  станице  на  Кубани.

Родился  схиигумен  Савва  в  большой  благочестивой  семье.  Его  родители,  Михаил  и  Екатерина,  прививали  детям  с  детства  боголюбивые  навыки.  Ребенок,  получивший  при  крещении  имя  Николай,  обладал  слабым  здоровьем,  но  хорошими  способностями,  старанием  и  усердием  в  учебе.

Николай  успешно  окончил  церковно-приходскую  школу.  Во  время  войны  1914  года  он  был  мобилизован  и  отправлен  на  турецкий  фронт.  После  войны  Николай  учился  в  военно-инженерном  училище,  а  потом  в  Московском  инженерно-строительном  институте.  Работал  по  специальности,  мечтая  посвятить  себя  служению  Господу.

В  восьмилетнем  возрасте  Николай  провалился  в  прорубь,  был  чудом  спасен,  долго  болел.  И  вот  во  время  болезни  ему  было  чудесным  образом  открыто  будущее.  Он  увидел  себя  уже  взрослым  в  сане  священноинока.  После  этого  он  стал  быстро  поправляться.

Николай  усердно  молился,  душой  воспаряя  к  Богу.  Однажды  в  тонком  сне  будущий  подвижник  сподобился  увидеть  святую  великомученицу  Параскеву,  которая  указала  ему  путь  к  монашеству.  В  тридцатипятилетнем  возрасте  Николаю  Михайловичу  посчастливилось  попасть  к  афонскому  старцу  Илариону.

Старец  предсказал  скорое  открытие  монастырей  и  утешил:  «Будешь  жить  в  Лавре».  Предсказание  старца  Илариона  скоро  сбылось.  Начали  восстанавливаться  монастыри.  В  Москве  при  Новодевичьем  монастыре  открылась  Духовная  семинария,  куда  Николай  Михайлович  успешно  сдал  экзамен  и  был  зачислен.

Николай  Михайлович  принимал  активное  участие  в  восстановительных  работах  Троице-Сергиевой  Лавры,  будучи  инженером-строителем.  25  октября  /  7  ноября  наместник  Лавры  архимандрит  Иоанн  совершил  пострижение  Николая  Михайловича  в  монахи.  При  пострижении  он  был  наречен  Саввой  в  память  преподобного  Саввы  Сторожевского.

Схиигумен  Савва  исполнял  в  монастыре  послушание  эконома,  потом  духовника  паломников.  Со  временем  старец  схиигумен  Алексий  передал  ему  свой  духовный  опыт  и  перед  своей  смертью  благословил  иеромонаха  Савву  исполнять  подвиг  старчества.  Число  желающих  исповедоваться  у  него  начало  стремительно  расти.

Старец  не  любил  рассказывать  о  своей  жизни.  Обмолвится  иногда  двумя-тремя  словами,  да  и  то  со  страхом  и  молитвой,  чтобы  Господь  не  поставил  ему  в  похвалу.  Пребывая  всю  жизнь  в  незримом  для  постороннего  глаза  покаянии,  сокрушении  сердца  и  подвиге  молитвы,  схиигумен  Савва  всемерно  старался  скрыть  свой  внутренний  мир  от  мира  внешнего,  суетного.

Схиигумен  Савва  жил  истинно  христианской  жизнью,  горел  верою  и  любовью  к  Богу,  стремлением  к  подвигу  во  имя  спасения  ближних.  Это  был  воин  Христов,  облеченный  во  всеоружие  Божие  против  всех  слабостей  человеческих  и  искушений  бесовских.

Одаренный  от  природы  и  умудренный  не  столько  от  людей,  сколько  от  Самого  Бога,  обогащенный  небесным  сокровищем  Божественной  мудрости,  он  знал  искусство  духовной  брани.  Вооружившийся  непрестанной  молитвой,  он  бил  супостатов  именем  Иисусовым  и  таким  образом  невредимо  прошел  свою  многотрудную  и  многоскорбную  жизнь.

Схиигумен  Савва  в  совершенстве  исполнил  заповеди  Господни  о  любви:  «… возлюби  Господа  Бога  твоего  всем  сердцем  твоим  и  всею  душею  твоею  и  всем  разумением  твоим»  (Мф.  22,  37)  и  «… возлюби  ближнего  твоего,  как  самого  себя»  (Мф.  22,  39).  Он  с  великой  радостью,  мужественно  возложил  на  себя  чужую  тяготу — по  слову  апостола:  «Друг  друга  тяготы  носите»  (Гал.  6,  2).

Летом  1954  года  пришел  приказ  Патриарха  о  переводе  отца  Саввы  в  Псково-Печерский  монастырь.  Очень  горевал  схиигумен  Савва,  прощаясь  с  любимой  обителью  и  своими  духовными  чадами,  но  он  был  нужен  в  новом  монастыре:  крайне  бедная,  малопосещаемая  обитель  обрела  старца,  туда  стали  стекаться  потоки  людей.

Схиигумен Савва

В  Псково-Печерском  монастыре  принял  Батюшка  великую  схиму,  здесь  написал  большую  часть  своих  книг,  здесь  в  воскресенье  14  /  27  июля  1980  года  схиигумен  Савва  отошел  ко  Господу,  и  монастырский  колокол  возвестил  о  кончине  великого  подвижника,  «старца-утешителя»,  как  называли  его  духовные  чада.

Со  всех  уголков  нашей  великой  страны  съехались  они,  а  было  их  у  отца  Саввы  более  7000,  в  Печоры,  чтобы  проводить  любимого  Батюшку  в  последний  путь.  «Он  творил  любовь»,  говорили  они.  Вот  почему  никогда  не  угасает  лампада  на  могиле  старца  в  Богом  зданных  пещерах  (так  называется  одна  из  книг  «зеленой»  серии,  первая  из  которых  известна  во  всем  мире — «Не  святые  святые»)  Псково-Печерского  монастыря. 

Схиигумен Савва  

Почти  все  книги  старца,  его  наставления  и  поучения  направлены  к  одному:  заставить  человека  задуматься,  что  он  есть  раб  Божий  и,  только  обратившись  целиком  к  Богу,  можно  увидеть  мир  таким,  каким  он  создан  Самим  Творцом.  И  тогда,  увидев  всю  силу  и  благодать  Божию,  навсегда  проститься  со  своей  неправедной  жизнью.

Об  этом  схиигумен  Савва  писал  в  своей  книге  «Плоды  истинного  покаяния».  Для  тех,  кто  впервые  приезжал  в  Печоры  и  мало  знал  о  Псково-Печерском  монастыре,  он  написал  книгу  «Краткое  описание  Псково-Печерского  монастыря».  Другие  его  книги:  «Дар  благодатной  молитвы»,  «Покаяние»,  «Наставление  мирянам»,  «Как  вести  себя  при  занятиях  житейскими  делами»,  «Мысли»,  «Законы  роста  в  душе  человека»,  «Страсти»,  «Привычки»  и  другие.

Из  поучений  схиигумена  Саввы:

  «Марфа, Марфа, печешися и молвиши о мнозе…» — и в наше время звучат эти слова Христа Спасителя.

Кто из нас не уподобляется Марфе, суетящийся и заботящейся только о земном? Даже посещая святые места, наслаждаясь чудным церковным песнопением и чтением, мы не перестаем держать в уме своем мирское, временное, житейское.

Порою не трогают оледеневших сердец наших слова, слышанные нами в церкви: «Всякое ныне житейское отложим попечение» — и уходим мы из храма неисцеленными.

Возлюбленные! Входя в храм, оставим за порогом его все свои заботы и тревоги о земном, вознесем ум свой горе, чтобы благодать Божия коснулась наших сердец, чтобы уйти нам из храма обновленными.

Оставим суетность Марфы и изберем благую часть Марии, то есть стремление к слышанию слова Божия и исполнению (хранению) его.»  (Из  книги  «Бисер  духовный»)

 

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *