Псково — Печерский монастырь


Псково - Печерский  монастырь

Свято — Успенский  Псково — Печерский  монастырь  насчитывает  уже  более  500  лет  своей  истории  и  относится  к  числу  древнейших  на  Руси. 

Внешне  напоминающий  сказочную  лубочную  картинку,  он  пережил  много  невзгод,  находясь  на  западных  рубежах  Руси,  в  340  километрах  на  запад  от  Санкт-Петербурга  и  в  50  километрах  на  запад  от  Пскова.

Иноземные  завоеватели  не  раз  пытались  стереть  обитель  с  лица  земли,  видя  в  ней  оплот  Православия  и  опасное  влияние  на  близ  живущее  местное  население  балтийских  племен.

История:  Истоки  монашеского  подвига  в  северо — западных  землях  России  прослеживаются  в  летописном  сказании  «Повесть  о  Псково — Печерском  монастыре».

На  рубеже  XIV  —  XV  веков  на  северо-западе  псковской  земли,  на  границе  с  Ливонией,  в  глубоком  овраге  возле  ручейка  Каменец  поселился  первый  инок  по  имени  Марк.  Предполагается,  что  пришел  он  из  Киево — Печерского  монастыря,  спасаясь  от  монголо-татар.

Марк  молился  возле  трех  валунов  ( два  из  которых  можно  увидеть  до  сих  пор  в  монастырском  саду ).  Возможно,  именно  он  принес  сюда  обычай  «пещерного  жития»,  первым  выкопав  себе  в  горе  келью.

Скорее  всего,  он  прибыл  на  Псковщину  не  один,  так  как  местные  жители  слышали  из  пещер  голоса  нескольких  молящихся.  В  1480  году  преподобный  Марк  умер.  Его  мощи  были  обретены  в  1600  году  и  захоронены  в  пещерах  Псково — Печерского  монастыря.

Общепризнанной  исторической  датой  основания  монастыря  считается  1473  год.  Первым  строителем  Псково — Печерского  монастыря  почитается  преподобный  Иона,  мощи  которого  и  его  жены  Вассы  почивают  также  в  пещерах.

Священник  Георгиевского  храма  Юрьева — Ливонского  ( ныне  город  Тарту )  по  имени  Иоанн,  опасаясь  за  жизнь  своей  семьи,  так  как  местные  жители  подвергались  натиску  со  стороны  немцев-латинян,  бежал  на  Псковщину.

Прослышав  об  открытии  пещер,  Иоанн  по  прозвищу  Шестник  ( пришелец ),  решил  уйти  от  мира  и  поселиться  в  пещерах.  Неподалеку  от  пещеры  Марка  он  стал  копать  в  горе  церковь.  Во  время  строительства  его  жена  тяжело  заболела.

Предвидя  близкую  кончину,  она  приняла  постриг  с  именем  Вассы.  Таким  образом  она  стала  первой  постриженницей  обители.  После  смерти  супруги  Иоанн  также  постригся  и  принял  имя  Ионы.

15  августа  1473  года  пещерный  храм,  названный  во  имя  Успения  Пресвятой  Богородицы,  по  благословению  новгородского  архиепископа  Феофила,  был  освящен.  Этот  день  считается  датой  основания  Псково — Печерского  монастыря.

Чудотворные  иконы:  В  1521  году  обители  была  подарена  икона  Успения  Божией  Матери.  Эта  икона  прославилась  многими  чудотворениями.  Существует  целый  список  этих  чудес.  Эту  чудотворную  икону  можно  увидеть  в  Успенском  соборе  Псково — Печерского  монастыря. 

Псково - Печерский  монастырь
Икона Успения Божией Матери (древняя) в Псково — Печерском монастыре

 Истинный  расцвет  Псково — Печерский  монастырь  пережил  при  десятом  его  игумене — преподобном  мученике  Корнилии.  Он  родился  в  1501  году,   учился  грамоте  в  Мирожском  монастыре.  В  1520  году  Корнилий  принял  постриг  в  Псково — Печерском  монастыре,  а  через  девять  лет  ( в  28  лет )  стал  его  игуменом.

Он  расширил  обитель.  В  1541  году  был  воздвигнут  трапезный  храм  в  честь  Благовещения  Пресвятой  Богородицы.  Это  было  жестокое  время — царствование  Иоанна  Грозного.  Летописи  хранят  повествование  о  том,  как  грозный  царь  нагрянул  в  Псков,  чтобы  подавить  там  смутные  настроения.

Люди  в  ужасе  ждали  расправы,  встречая  царя  на  коленях  подле   накрытых  праздничными  яствами  столов.  Первым  встретил  царя  псковский  юродивый  Никола,  причисленный  позднее  к  лику  святых,  верхом  на  палочке  и  предложил  царю  покушать  хлеба-соли,  а  не  христианской  крови.

Иоанн  Грозный  велел  его  схватить,  но  юродивый,  как  свидетельствует  предание,  стал  невидим.  Это  так  поразило  царя,  что  он  остыл  от  гнева,  посетил  Троицкую  соборную  церковь  и  отбыл,  не  причинив  городу  вреда.

В  Псково — Печерском  монастыре  можно  увидеть  и  другую  чудотворную  икону  Успения  Божией  Матери,  которую  монастырь  обрел  в  1521  году,  с  житийными  клеймами.  Написана  она  была  иконописцем  Алексеем  Малым.

Псково - Печерский  монастырь

Почитается  в  обители  чудотворная  икона  «Умиление«,  которой  приписывается  спасение  Псково — Печерского  монастыря  от  наполеоновских  войск,  а  также  икона  Божией  Матери  «Одигитрия«.

Псково - Печерский  монастырь

  Современная  жизнь  обители:   О  простых  иноках  и  не  только,  о  современной  жизни  обители  рассказывает  чудесная  книга  архимандрита  Тихона  ( Шевкунова )  «Не  святые  святые»,  которая  в  настоящее  время  пользуется  необычайной  популярностью  среди  верующих.

Епископ  Русской  православной  церкви,  митрополит  Псковский  и  Порховский,  глава  Псковской  митрополии  ( с  мая  2018  года ),  священноархимандрит  и  игумен  Псково — Печерского  монастыря  ( с 14  июля  2018  года ),  с  1995  года  по  2018  год  наместник  Сретенского  мужского  ставропигиального  монастыря,  главный  редактор  портала  Православие.Ru,  в  миру  Георгий  Александрович  Шевкунов,  родился  в  1958  году,  по  окончании  ВУЗа  принял  крещение  и  поступил  в  Псково — Печерский  монастырь  трудником,  а  затем  послушником.

Духовником  его  стал  архимандрит  Иоанн  Крестьянкин.  Пострижен  в  монахи  в  1991  году  в  Донском  монастыре  с  именем  Тихон.  В  1993  году  назначен  настоятелем  Московского  подворья  Псково — Печерского  монастыря,  которое  расположилось  на  территории  бывшего  Сретенского  монастыря,  то  есть  он  стоял  у  истоков  возрождения  обители,  которую  позднее  и  возглавил.

Псково — Печерский  монастырь  бережно  хранит  многовековые  традиции,  печерское  подвижничество,  являясь  светлым  воплощением  идеала  Православной  Святой  Руси.  

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *