Икона Божией Матери София Премудрость Божия


Икона Божией Матери "София-Премудрость Божия"

Икона Божией Матери София - Премудрость Божия
Икона Божией Матери » София — Премудрость Божия»

Чудотворная  икона  Божией  Матери  София  Премудрость  Божия  имеется  во  многих  храмах  и  сводится  к  двум  типам  Киевскому  и  Новгородскому.

История  образа:  Первая  икона  «София — Премудрость  Божия»  появилась  в  Новгороде  в  XV веке,  хотя  первая  церковь  на  Руси, освященная  в  ее  честь, была  построена  в  989  году  в  Новгороде,  а  следующая — в  1037  году  в  Киеве.

Центральной  фигурой  иконы  является  Вседержитель  в  виде  крылатого  Огненного  Ангела,  который  восседает  на  золотом  престоле,  поддерживаемом  семью  столбами.  Он  облачен  в  царскую  одежду  (подир )  и  препоясан  драгоценным  поясом,  на  голове — царский  венец.

В  правой  руке  Он  держит  скипетр  с  крестом  наверху,  а  левой  прижимает  к  груди  свиток.  По  сторонам  изображены  Богоматерь  с  Предвечным  Младенцем  и  святой  Иоанн  Предтеча  со  свитком,  на  котором  читается:  «Аз  свидетельствовах».

Над  головой  Ангела — благословляющий  Христос  Спаситель,  еще  выше — золотой  престол  с  раскрытою  книгою — символ  Божественного  присутствия.  С  обеих  сторон  престола  по  три  коленопреклоненных  ангела.

О  том,  что  Огненный  Ангел  есть  Христос, можно  судить  по  словам  апостола  Павла,  сказавшего: «…мы  проповедуем  Христа  распятого…  Христа,  Божию  силу  и  Божию  Премудрость…  во  Иисусе  Христе,  который  сделался  для  нас  премудростью  от  Бога…» (1 Кор.1: 23-24, 30)

Святой  Иоанн  Богослов  в  своем  Откровении  описывает  Сына  Человеческого  «…облеченного  в  подир  и  по  персям  опоясанного  золотым  поясом…  и  очи  Его,  как  пламень  огненный;  … и ноги  Его…  как  раскаленные  в  печи»  ( Откр. 1: 13-15 )

Эта  деревянная  икона  в  серебряной  позолоченной  ризе — список  с  Константинопольской  иконы  Божией  Матери  «София — Премудрость  Божия»  императора  Юстиниана  и  относится  ко  времени  построения  Новгородского  собора.  Образ  этот   прославился  многими  чудотворениями.

В центре  киевской  иконы  Богоматерь  и  воплотившаяся  из  Нее  ипостасная  Премудрость —  Сын  Божий.  Название  восходит  к  словам  стиха  из  книги  Притчей  Соломоновых  «Премудрость  созда  Себе  Дом  и  утверди  столпов  седмь» ( Прит. 9:10 ).

Эти  слова  истолковывают  как  указание  на  Христа,  сына  Божия,  называемого  апостолом  Павлом  Премудростью  Божией.  В  слове  «Дом»  подразумевается  указание  на  Матерь  Божию,  от  которой  воплотился  Сын  Божий.

На  иконе Божией  Матери  «София- Премудрость  Божия»  изображено  здание (храм)  в  виде  сени,  поддерживаемой  семью  столпами,  и  стоящая  в  нем  Богоматерь  в  хитоне  с  распростертыми  руками.

На  хитоне  восседает  Предвечный  Младенец.  Правой  рукой  Он  благословляет,  а  в  левой  руке  Его —  держава.  Над  сенью  Бог — Отец  и  Бог  Дух  Святый.  Из  уст Бога Отца  исходят  слова: «Аз  утвердих  стопы  Ея».

По  обе  стороны — семь  архангелов  с  распростертыми  крыльями.  Под  облаком  с  серповидной  луной,  служащей  подножием  для  Пресвятой  Богородицы,  семь  ступеней  со  стоящими  на  них  ветхозаветными  тайнозрителями  воплощения  Премудрости — праотцами  и  пророками  и  начертанными  на  них  словами: вера,  надежда,  любовь,  чистота,  смирение,  благость,  слава.

Царь  Давид  изображен  с  Ковчегом  Завета,  Аарон — с  прозябшим  жезлом,  Моисей — со  скрижалью,  Исаия —  со  свитком  («Се  Дева  во  чреве  приимет» — Ис. 7:14 ),  Иеремия — с  жезлом,  Иезекииль — с  затворенными  вратами,  Даниил —  с  Горой  Нерукосечной.

Икона Божией Матери "София-Премудрость Божия" (Киевская)
Икона Божией Матери «София-Премудрость Божия» ( Киевская )

Все  многочисленные  списки  иконы  Божией  Матери  «София — Премудрость  Божия»  имеют  своим  первообразом  преимущественно  либо  Киевскую , либо  Новгородскую  икону.

Празднование:    Киевской  иконе  8  / 21  сентября,  а  Новгородской — 15 / 28  августа.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «София – Премудрость Божия»

глас 1

Преве́чная Прему́дросте, Христе́ Бо́же наш!/ Боже́ственным смотре́нием Свои́м преклони́вый Небеса́,/ благоволи́л еси́ всели́тися во утро́бу Чи́стыя Отрокови́цы,/ средосте́ние вражды́ разруши́в,/ освяти́л еси́ естество́ на́ше/ и Ца́рствие Твое́ нам отве́рзл еси́;/ сего́ ра́ди Тебе́, Творца́ на́шего и Изба́вителя,/ и ро́ждшую Тя,/ спасе́ния на́шего та́йне послужи́вшую Де́ву Чи́стую,// правосла́вно велича́ем.

Перевод: Предвечная Премудрость, Христос Бог наш! Божественным промыслом Своим преклонивший Небеса, Ты изволил поселиться в утробе Чистой Девы, разрушив преграду вражды, Ты освятил нашу природу и открыл нам Царство Твое, потому Тебя, Творца нашего и Спасителя и родившую Тебя, послужившую тайной спасения нашего, Деву Чистую, православно прославляем.

 Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «София – Премудрость Божия»

глас 4

Ве́лия и неизрече́нная Прему́дрости Бо́жии си́ла/ смотре́ния плотска́го та́инства!/ Софи́е Преимени́тая,/ де́вственных душе́ и неизглаго́ланнаго де́вства чистото́,/ смире́нныя му́дрости и́стино,/ поко́ище Свята́го Ду́ха,/ пречестны́й хра́ме непостижи́мыя сла́вы Его́,/ огнезра́чный престо́ле Христа́ Бо́га на́шего,/ в Тя бо всели́ся неизрече́нно Сло́во Бо́жие, и плоть бысть,/ Неви́димый яви́ся,/ и неприкоснове́нный из Тебе́ изы́де,/ и с челове́ки поживе́, врага́ иско́ннаго уловля́я/ и челове́ки от кля́твы дре́вния свобожда́я,/ возводя́ па́ки, отню́дуже испадо́хом./ Мо́лимтися, Влады́чице,/ отягче́нныя ны во гресе́х лю́тых поми́ловати/ и спасти́ ду́ши на́ша,/ и, я́ко человеколюби́вая и милосе́рдая Цари́ца,/ Ма́ти Прему́дрости Бо́жия Сло́ва,/ при́зри на ны, гре́шныя лю́ди Твоя́,/ и умилосе́рдися, заступи́ от напа́стей и скорбе́й лю́тых/ и гра́ды на́ша невреди́мы сохрани́,// иде́же ны́не и́мя Твое́ пресвято́е боголе́пно сла́вится.

Перевод: Великая и неизреченная сила Премудрости Божией — замысел таинства воплощения! София Знаменитая, девственной души и неизреченного девства чистота, смиренной мудрости истина, почивание Святого Духа, почитаемый храм непостижимой славы Его, пламенный престол Христа Бога нашего, ибо в Тебя неизреченно поселилось Слово Божие и стало плотью, явился Невидимый и из Тебя изошел неприкосновенный, и прожил с людьми, врага извечного уловляя и людей от древнего проклятия освобождая, снова возводя туда, откуда пали. Молимся, Владычица, нас, обремененных жестокими грехами, помиловать и спасти души наши и, как человеколюбивая и милосердная Царица, Мать Премудрости Слова Божия, обрати внимание на нас, грешных людей Твоих, и умилосердись, защити нас от напастей и тяжких скорбей, и города наши сохрани невредимыми, где сейчас имя Твое пресвятое Богоугодно прославляется.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «София – Премудрость Божия»

глас 4

Притеце́м, правосла́внии лю́дие,/ к прему́дрости Бо́жии/ и ви́дим чудотво́рную ико́ну Пречи́стыя Богома́тере,/ Ю́же имену́ем по явле́нию Софи́ю, Прему́дрость Бо́жию,/ зане́ храм бысть одушевле́н Единоро́днаго Сы́на и Сло́ва Бо́жия./ Сия́ у́бо светолу́чно сия́ет в пречестне́м хра́ме Свое́м/ и сердца́ на́ша весели́т, приходя́щих с ве́рою/ и взира́ющих со стра́хом и благогове́нием на пречи́стую сию́ ико́ну,/ помышля́юще в сердца́х на́ших,/ я́ко вои́стинну Прему́дрости Бо́жии е́сть се́ление/ и та́инства Его́ смотре́ние,/ на упова́ние бо ве́рным/ воображе́ние огнезра́чное Ея́ зрим/ и покланя́емся, я́ко и́стинному и пренепоро́чному Ея́ де́вству/ в рождестве́ и по рождестве́ па́ки;/ от Нея́же изы́де Огнь Боже́ственный,/ попаля́я тле́нныя стра́сти/ и просвеща́я ду́ши на́ша и чи́сты сотворя́я,/ И́мже и ве́ки сотвори́ Оте́ц,/ Той же и Му́дрость, Сло́во и Си́ла нарече́тся,/ сия́ние сла́вы и О́браз О́тчи Ипоста́си./ И па́ки у́бо мо́лим/ и, припа́дающе, лобыза́ем пречестну́ю ико́ну Прему́дрости Бо́жия Ма́тере/ и велегла́сно вопие́м:/ о Милосе́рдая Влады́чице,/ спаси́ рабы́ Своя́ от наси́лия диа́воля,/ от нахожде́ния иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни,/ я́ко Ты еси́ всех благи́х Пода́тельница и Покрови́тельница// притека́ющим к Тебе́ с ве́рою и прося́щим ве́лия ми́лости.

Перевод: Обратимся, православные люди, к премудрости Божией и увидим чудотворную икону Пречистой Богоматери, которую называем по явлению Софией, Премудростью Божией, потому что Она была одушевленным храмом Единородного Сына и Слова Божия. Пречистая икона эта, испуская лучи, сияет в почитаемом храме Твоем и сердца наши радует, приходящих с верой и взирающих на нее со страхом и благоговением, размышляющих в сердцах наших, что Ты есть воистину селение Премудрости Божией и замысел Таинства Его, ибо мы, верующие, с надеждой взираем на Ее пламенный образ и поклоняемся Ее истинному и непорочному девству — в рождестве и после рождества. От Нее же изошел Огонь Божественный, опаляющий тленные страсти и просвещающий души наши и очищающий их, Тот через Которого и сотворен Отцом мир (Евр.1:2), Он же зовется и Мудростью, и Словом, и Силой, сиянием Славы и образом ипостаси Отца. И снова мы молимся и, преклоняя колена, прикладываемся к почтенной иконе Премудрости Божией Матери и громко взываем: «О милосердная Владычица, спаси рабов Своих от насилия диавольского, от нападения врагов и междоусобной войны, так как Ты Подательница всех благ и Покровительница приходящих к Тебе с верой и просящих великой милости».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «София – Премудрость Божия»

Непостижи́мая и Всепе́тая Прему́дросте Бо́жия, Софи́е Преимени́тая, де́вственных ду́ше, си́речь Единоро́дный Сы́не, Сло́ве Бо́жий, приими́ моле́бное сие́ пе́ние от недосто́йных и скве́рных уст на́ших. А́ще и пи́сана суть: не красна́ песнь во усте́х гре́шничих, оба́че же разбо́йник еди́нем сло́вом спасе́ся, мыта́рь воздыха́нием оправда́ся и ханане́ина дщерь ма́терним проше́нием исцели́ся, поне́же Ты, Го́споди, Благ и Человеколюби́в, гряду́щаго в мир просвеща́еши, и грехи́ гре́шником отпуща́еши, и ра́зумом неразу́мных наполня́еши, и бу́ияго умудря́еши, и жа́ждущия благи́х слове́с ду́ши уче́нием Твои́м, я́ко самаряны́ню водо́ю живо́ю, напая́еши, блудника́ целому́дренна устроя́еши, разбо́йнику рай отверза́еши, зане́ Ты еси́ всех благи́х Пода́тель, и Вразуми́тель, и животу́ Храни́тель, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву и хвалу́, честь и благодаре́ние и славословле́ние возсыла́ем и поклоне́ние твори́м со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и со Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, и со Пресвято́ю и Пренепоро́чною Твое́ю Ма́терию, Влады́чицею на́шею Богоро́дицею и Присноде́вою Мари́ею, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *