Разряды — чины святых в известной степени условны. Кто достиг святости, а кто нет, равно как и общее число святых, известно лишь Богу. Тех из них, чья жизнь и подвиги известны, Церковь канонизировала, то есть объявила прославленными с соответствующим почитанием.
Имя того или иного святого принято сочетать с «ликом», званием, разрядом — чином святых. Один и тот же человек может прославиться различными подвигами. Святость многообразна, как многообразны те благодатные дары, которыми Бог наделяет Своих угодников.
Патриархи и праотцы — это ветхозаветные святые, предки по плоти Господа Иисуса Христа. Среди них почитаются Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие.
Пророки — это Божие избранники, преимущественно ветхозаветного времени, миссия которых состояла в возвещении людям воли Божией. Они предсказывали пришествие Христа — Мессии и важнейшие события в жизни народов.
Среди пророков выделяются Илия, Елисей, Моисей, Аарон, Самуил, Иоад, Азария, Давид-псалмопевец, Иессей; великие пророки: Исаия, Даниил, Иеремия, Иезекиил (книги этих пророков имеются в ветхозаветном каноне);
12 малых пророков, чьи книги также входят в Ветхий Завет: Осия, Иоиль, Амос, Авлий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия; Иоанн Креститель был последним ветхозаветным пророком.
Апостолы — ближайшие ученики Христовы, посланные Им в разные страны мира проповедовать христианскую веру. Почти все они приняли мученическую смерть. Апостолы стали первыми христианскими святыми.
Главных апостолов 12: Петр, Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Леввей, прозванный Фаддеем (по Евангелию от Луки — Иуда Иаковлев), Симон Кананит и Матфий, причисленный к 11 вместо предавшего Христа Иуды Искариота.
Богослужения в честь апостолов совершали уже в III веке. Общий праздник — Собор 12 апостолов — был введен в V — VI веках. Один из четырех церковных постов — Петровский — называют апостольским, так как его завершает день памяти апостолов Петра и Павла.
В церковной неделе (седмице) апостолам посвящен четверг. Апостолами также называются проповедники Евангелия из числа дополнительных учеников Христовых, 70 апостолов; среди них апостолы Марк и Лука.
Четыре апостола, написавшие Евангелия, называются еще Евангелистами: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Ближайшие ученики апостолов, оставившие после себя труды, именуются мужами апостольскими.
С первых веков христианства идет непрерывный ряд святых, именуемых отцами и учителями Церкви. Отцами Церкви принято называть тех церковных писателей, которые прославились святостью жизни и наставления которых пользуются особым авторитетом.
В IV веке жили святители: Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Позже жили святитель Григорий Палама, святитель Марк Ефесский и другие.
Святые, оказавшие большие услуги Церкви в распространении и утверждении Христовой веры, именуются равноапостольными; среди них следует назвать мироносицу Марию Магдалину, святую Нину, просветительницу Грузии, царя Константина Великого и мать его Елену, святых братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян, святого князя Владимира и бабушку его княгиню Ольгу.
Святители — это святые, прослужившие Богу в епископском звании и которые еще при жизни прославились чудесами. Среди них особой любовью пользуется святитель Николай Чудотворец, святитель Спиридон Тримифунтский, святой Тихон Задонский.
Мученики — это христиане, отдавшие свою жизнь за веру Христову. Среди них различаются великомученики и прославившиеся чудесами; священномученики — мученики, носившие епископский или священнический сан; преподобномученики — мученики монашеского звания.
Среди мучеников следует назвать великомученика и целителя Пантелеймона, великомученика и победоносца Георгия, святых великомучениц Варвару и Екатерину.
Исповедники и страстотерпцы — это христиане, мужественно исповедавшие свою веру и претерпевшие гонения за истину. Среди них следует вспомнить преподобного Максима Исповедника.
Преподобные — это христианские подвижники, послужившие Богу в монашеском звании. Многие из преподобных достигли большого духовного совершенства. Среди них надо вспомнить преподобного Антония Великого, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, преподобного Паисия Святогорца и других.
Праведные — это святые мужи и жены разных званий, прославившиеся добродетельной жизнью в миру. Среди них следует упомянуть праведного Иоанна Кронштадского, праведных Иоакима и Анну, называемых Богоотцами; Филарета Московского и других.
Блаженные и Христа ради юродивые — мужи и жены разных званий, добровольно несшие в миру подвиг крайней нищеты, тяжелый подвиг кажущегося слабоумия и ненормальности, будучи на самом деле наделены Богом даром духовной мудрости и прозорливости.
Среди них надо назвать святого Андрея, Христа ради юродивого; святого Василия Блаженного, блаженную Ксению Петербургскую и многих других.
Благоверные — это правители (князья и княгини, цари и царицы), отличавшиеся благочестивой жизнью и употребившие монархическую власть на укрепление православной веры, на дела милосердия.
Это князья Александр Невский, Даниил Московский, Довмонт Псковский, Петр и Феврония Муромские, Михаил Тверской, Анна Кашинская и другие.
Бессребреники — это святые, занимавшиеся бескорыстным профессиональным служением. Любой талант дан от Бога и должен быть употреблен для прославления Бога, то есть на беззаветное служение людям.
Примером бессребреников являются Косма и Дамиан, в Риме пострадавшие и Косма и Дамиан, мученики Аравийские.
Церковь, видя на примере святых то, каким задумал человека Бог, прославляет Творца: «Дивен Бог во святых Своих». Прославление того или иного христианина в качестве святого проводится Церковью лишь после его смерти на основании свидетельств о его жизни. Тогда же канонизированным святым присваиваются те или иные разряды — чины святых.