Первоверховные апостолы Петр и Павел


Апостолы Петр и Павел

Первоверховные апостолы Петр и Павел, пришедшие разными путями к проповеди христианства, имевшие разное положение в обществе, разное образование ( Павел — образованнейший человек своего времени, из колена Вениаминова, принадлежал к элите того времени, Петр — простой рыбак ), разные характеры, приняли одинаковый мученический конец.

Первоверховные апостолы Петр и Павел были казнены в Риме в шестидесятые годы от Р. Х. Событие это произошло еще до того, как была закончена последняя книга Нового Завета. Вступая на путь проповедничества, они знали, на что идут, но возлюбили Господа больше самих себя.

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви — «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1 Кор. 4 : 1 ), но два из них называются Первоверховными апостолами — это Петр и Павел .

Облеченные равной силой свыше, одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого ( Мф. 19 : 28 ).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например, Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра, как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. 11 : 5 ); одного — за твердость, другого — за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы — служители Его ( Кол. 1 : 18 ).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрей Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей.

По выражению святого Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем.

При первом взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески — Петр, то есть камень.

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира ( Мк. 5 : 37 ) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столь велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек.

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл. Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, был фарисеем.

Одна встреча с Господом изменила всю его жизнь. Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия.

Жизнь, поступки, слова, послания Павла — все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни.

Труды апостольского служения Павла были беспримерны. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает первоверховных апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум.

Церковь созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося; в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Празднование 29 / 12 июля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *