Икона Богородицы Сладкое лобзание


Икона  Богородицы  Сладкое  лобзание

Икона  Богородицы  Сладкое  лобзание  ( Гликофилуса )  прославилась  в  VIII  веке,  во  времена  иконоборчества.  Является  она  очень  почитаемой  святыней  афонского  монастыря  Филофей,  в  соборе  которого  образ  пребывает  на  левом  клиросе.

История  иконы:  У  одной  благочестивой  женщины  по  имени  Виктория,  жительницы  Константинополя,  была  икона  Божией  Матери,  которой  та  очень  дорожила  и  хранила  образ  у  себя  в  комнате  с  опасностью  для  жизни.

В  период  иконоборчества,  во  время  правления  Византийского  императора-иконоборца  Феофила  ( 829-842 годы ),  все  православные  иконы  уничтожались,  а  хранившие  их  преследовались.  Муж,  опасаясь  серьезных  последствий,  стал  требовать  от  Виктории,  чтобы  она  сожгла  икону.

Виктория  же  предпочла  пустить  ее  в  море  на  волю  Божию.  Спустя  какое-то  время  святая  икона  явилась  на  берегу  перед  Филофеевским  монастырем.  Игумен  и  братия  торжественно  внесли  ее  в  соборный  храм.

Икона  Богородицы  Сладкое  лобзание
Икона Богородицы Сладкое лобзание в афонском монастыре Филофей 

С  того  времени  в  первый  понедельник  по  Пасхе  из  монастыря  на  место  явления  иконы  Богородицы  Сладкое  лобзание  совершается  крестный  ход.

На  Афоне  в  монастыре  Филофей  хранится  множество  преданий  о  помощи  Пречистой  по  молитвам  перед  иконой  Богородицы  Сладкое  лобзание.  Согласно  преданию,  написан  образ  был  евангелистом  Лукой.

Чудотворения:  В  1801  году  один  сребролюбивый  паломник  похитил  златницы,  привешенные  перед  иконой.  Сев  на  корабль,  он  не  смог  далеко  уехать  от  монастыря,  так  как,  несмотря  на  попутный  ветер,  корабль  остановился  на  месте,  пока  златницы  не  были  возвращены  обители.

В  1830  году  был  вразумлен  один  сомневающийся  богомолец,  упорно  твердивший,  что  чудес  не  бывает.  Упав  с  верхнего  этажа,  он  тихо  опустился  на  землю  после  того,  как,  подвергнутый  опасности,  воскликнул:  «Пресвятая  Богородица,  помоги!»

В  книге  старца  Паисия  Святогорца  рассказывается  о  случае  во  время  немецкой  оккупации,  когда  в  монастыре  был  на  исходе  хлеб  и  прочие  припасы.  По  молитвам  перед  иконой  Богородицы  Сладкое  лобзание  к  монастырской  пристани  причалил  корабль  с  хлебом.  Иноки  не  успели  даже  проголодаться.

Икона  Богородицы  Сладкое  лобзание
Икона Богородицы Сладкое лобзание в афонском монастыре Филофей

Иконография:  Иконографический  тип — Умиление.  Отличительная  черта  иконы  Божией  Матери  Сладкое  лобзание — соприкосновение  рук  Богоматери  и  Младенца. 

Помимо  характерной  особенности  иконографического  типа  Умиление — прикосновения  ликов — вложенная  ладонь  Превечного  Младенца  символизирует  Боговоплощение,  а  ниспадающая  сандалия  отображает  такое  богословское  понятие  как  «кенозис» — умаление  Бога,  нисхождение  Его  в  плоть.

Икона  Богородицы  Сладкое  лобзание

Списки  с  чудотворной  иконы  Богородицы  Сладкое  лобзание  ( Гликофилуса )  существуют  в  отличных  друг  от  друга  вариантах.  Богоматерь  на  одних  списках  держит  Богомладенца  на  правой  руке,  на  других  на  левой,  положение  рук  Младенца  Иисуса  также  различаются.

Молитвенная  традиция:  Перед  иконой  Богородицы  Сладкое  лобзание  молятся  о  помощи  в  различных  духовных  и  житейских  нуждах,  за  детей.

Празднование:  понедельник  Светлой  седмицы.

МОЛИТВЫ

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Сладкое Лобзание»

глас 7

Одержа́щей е́реси,/ о честне́й ико́не Твое́й, Де́во,/ я́ве промышля́еши:/ мореше́ствием Твое́й оби́тели/ я́ко дар досто́ин приноша́еши./ Сию́ же мы Сладколю́бящую пра́ве нарица́юще,// Тя ублажа́ем.

Перевод: По причине овладевшей (Империей) ереси, о благоговейно чтимой иконе Твоей, Дево, явственно имеешь промысл: морским путешествием к Твоей обители приносишь (икону) как достойный дар. Мы же эту икону по праву называя «Сладкое лобзание» Тебя прославляем.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Сладкое Лобзание»

глас 8

И́же в хр́аме и оби́тели Твое́й приходя́щия Ти/ и богоуго́дно спаси́тельная гоня́щия/ и почита́ющия Твой святы́й о́браз,/ сим да́руй, Де́во, Твоя́ ми́лости,/ от вся́ких избавля́ши сих скорбе́й, Тебе́ вопию́щия:// ра́дуйся, Еди́на Богоневе́стная.

Перевод: Всем в храмы и обители Твои приходящим, совершающим богоугодные приношения и почитающим Твой святой образ, даруй, Дево, Твои милости, от всяких избавляй скорбей, к Тебе взывающих: радуйся, Единственная уневестившаяся Богу.

 

  

 

  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *