Старец и старчество

Старец и старчество

Старец  и  старчество — эти  понятия  появились  с  самых  ранних  этапов  истории  монашества,  со  времени  отцов-пустынников  Египта  и  Палестины.  Монашество  издавна  включало  в  себя  систему  старчества.  Старчество — это  особое  благодатное  дарование,  непосредственное  водительство  Духом  Святым.

«Как  корабль,  имеющий  хорошего  кормчего,  при  помощи  Божией  безбедно  входит  в  пристань,  так  и  душа,  имея  доброго  пастыря,  удобно  восходит  на  Небо,  хотя  и  много  грехов  соделала».  Преподобный  Иоанн  Лествичник.

Издревле  старческое  служение  было  таинством  общения  духа  подвижника  и  приходящего  к  нему  ученика,  часто  оно  не  выражалось  словами.  Человек,  прибегающий  к  старцу,  открывал  ему  свои  помыслы,  просил  об  уврачевании  души.  Не  практические  вопросы  решались  со  старцами  (как  это  в  большинстве  случаев  бывает  в  наши  дни),  а  вопросы  духовные.   

И  исцеление  души  происходило  рядом  со  старцем  постепенно,  и  не  потому,  что  он  произносил  постоянно  какие-то  поучения,  а  потому  что  сокровенно  молился  и  передавал  силу  духовную  своему  ученику,  если  сердце  ученика  было  открыто  для  такого  восприятия. 

Кроме  того,  отношения  «старец — ученик»  предполагали  полное  послушание  последнего.  При  этом  старцы  иногда,  намеренно  испытывая  учеников,  давали  им  послушания,  несогласные  со  здравым  смыслом.  Классический  пример:  поливание  сухого  прута,  воткнутого  в  песок;  или  таскание  воды  в  решете. 

Что  происходило  с  послушником  во  время  исполнения  такого  противоречащего  умному  рассуждению  поступка?  Он  боролся  с  собой,  он  побеждал  свою  гордыню,  он  заставлял  себя  заниматься  не  просто  тем,  что  ему  не  нравится,  а  тем,  что  является  очевидной  бессмыслицей. 

Но  одновременно  он  понимал,  что  старец  его  воспитывает,  ваяет  его  душу,  как  искусный  художник.  Потому  что  дело  старцев  во  все  времена — это  устроение  душ  человеческих,  это  преображение,  которое  происходит  незримо. 

Старчество — это  духовное  творчество.  Нет  двух  одинаковых  похожих  старцев  в  нашей  истории.  Жития  их  так  различны!  Но  при  этом  они  образуют  «золотую  цепь  святости»,  потому  что  не  «хранят  сокровище  под  спудом»,  а  передают  свои  дары  ученикам.

Старцы — это  «детоводители  ко  Христу»,  это  те,  чьи  молитвы  слышит  Бог,  кому  открыта  Его  воля.  И  самое  удивительное,  что  дух  истинного  старчества — смиренный,  незлобивый  и  простой — во все  времена  ощущается  верующими  людьми  как  «благоухание  духовное»,  исходящее  от  человека.

Народ  тянется  к  такому  человеку,  окружает  его  плотным  кольцом,  стремится,  если  не  побеседовать,  то  хотя  бы  благословение  получить  от  такого  батюшки — и  так,  без  слов  даже,  получить  утешение.  (Из  книги  «Золотая  цепь  старчества»  Людмилы  Ильюниной)

Старец  и  старчество — это  не  иерархическая  степень  в  Церкви,  это  особый  род  святости,  достичь  которого  может  всякий  глубоко  и  истинно  верующий,  причем  не  обязательно  человек  преклонных  лет.  Старцем,  человеком,  пользующимся  очень  большим  авторитетом,  достигшем  высокого  уровня  духовной  зрелости,  может  быть  монах  (старец  Паисий  Святогорец,  преподобный  Амфилохий  Почаевский),  епископ  (святитель  Игнатий  Брянчанинов,  святитель  Лука  Войно-Ясенецкий),  иерей  (святой  праведный  Иоанн  Кронштадский).

Старцем,  вернее  старицей,  может  быть  и  женщина,  например  блаженная  старица  Матрона  Московская,  блаженная  Прасковья  Ивановна  Дивеевская,  Христа  ради  юродивая  (без  совета  которой  ничего  не  делалось  в  Дивеевском  монастыре),  блаженная  старица  Алипия  Киевская.

Старческая  власть — дело  сугубо  добровольное.  Старец  никогда  никому  не  навязывается,  напротив,  старается  жить  прикровенно,  всячески  скрывая  свои  духовные  подвиги.  Найдя  истинного,  благодатного  старца  и  подчинившись  ему,  ученик  должен  беспрекословно  ему  повиноваться,  так  как  через  старца  открывается  непосредственно  воля  Божия.

Старец — это  человек,  прошедший  на  личном  опыте  школу  трезвения  и  умносердечной  молитвы,  изучивший  благодаря  этому  в  совершенстве  духовные  законы,  лично  достигший  бесстрастия.  Только  такой  человек  способен  руководить  новоначальным  иноком  в  его  невидимой  брани.  Старец — искусстный  духовный  врач,  умеющий  проникать  до  самых  глубин  души  человеческой.

Он  знает  и  видит  пороки  и  язвы  души  человеческой  и  знает,  как  их  лечить.  Как  достигший  бесстрастия  старец  обычно  обладает  и  другими  духовными  дарованиями:  прозорливостью,  чудотворением,  пророчествами.  Старчество  в  своих  высших  проявлениях,  как  например  в  преподобном  Серафиме  Саровском,  обладает  неограниченной  полнотой  свободы,  так  как  в  нем  живет  Христос.

Старец  и  старчество,  существовавшие  с  древних  времен  христианства,  приобрело  на  Руси  существенно  новую  форму.  Учение  русских  старцев  особенно  отчетливо  раскрывается  перед  нами  в  их  письменном  наследии.  Почти  все  поколения  русских  старцев  дают  нам  неиссякаемый  живоносный  источник  поддержки  и  духовного  питания  в  оставленных  ими  письмах,  поучениях  и  словах.

То,  что  наследие  русских  старцев  едино  в  своей  духовной  высоте,  в  стремлении  руководствоваться  истиной  и  только  истиной,  сохраняя  при  том  индивидуальность  пишущих,  дает  право  называть  их  письма,  послания,  поучения — неисчерпаемой  сокровищницей.

Богатство  наследия  русских  старцев  выразило  живой  духовный  опыт,  который  сложился  на  Руси  благодаря  учению  святых  отцов,  идущего  от  старцев  седого  Востока  первых  веков  монашеского  подвига.  Достояние  русских  старцев  имеет  свое  начало  в  радостетворном  смирении,  завершается  же  великим  уверением  в  Божественной  любви.

В  книгах,  содержащих  письма,  поучения  старцев  всегда  можно  найти  ответы  на  многие  вопросы  мятущейся  души.  Слово  старца  может  успокоить  и  даже  исцелить  недуг.  Чтение  поучений,  сопровождаемое  молитвой,  превносит  в  душу  благодать  и  покой,  дает  ей  бесценную  пищу,  как,  например,  письма  старца  Амвросия  Оптинского.

Старец  и  старчество — понятия,  возникшие  в  глубине  веков,  характерные  для  уединенного  подвижничества,  в  котором  вырастала  духовная  школа  исихазма,  сохраненные  как  духовный  опыт  и  монашеские  традиции,  доработанные  и  усовершенствованные  многими  поколениями  подвижников,  неизбывны  и  неразделимы  с  монашеством.  

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *