История обители: Серафимо — Дивеевский монастырь был основан в 1788 году. Устроительница монастыря, монахиня Александра (Агафия Семеновна Мельгунова, богатая рязанская помещица), после смерти мужа приняла постриг во Флоровском монастыре города Киева.
Дважды являлась ей Пресвятая Богородица указывая путь к созданию обители. Первый раз это произошло после ночного молитвенного бдения в Киево-Печерской Лавре. Пред ней предстала Божия Матерь и возвестила ей Свою волю: идти в северные земли России и основать обитель в том месте, где Она скажет.
Серафимо — Дивеевский монастырь считается четвертым уделом Божией Матери на Земле после Афона, Иверии и Киева. Сама Царица Небесная указала место основания монастыря, Сама занималась его устроением, направляя, уберегая, наставляя. Как говорил преподобный Серафим Саровский: главное правило обители — послушание ЕЕ святой воле.
А начинался известный ныне во всем мире Свято-Троицкий Серафимо — Дивеевский монастырь с женской общины, созданной матушкой Александрой подле села Дивеево возле деревянной церкви святителя Николая Чудотворца.
Направляясь из Киева в 1760 году, после видения Богородицы, через Муром в Саровскую обитель, монахиня Александра остановилась в селе Дивеево. Здесь она увидела второй раз Пресвятую Богородицу, предписавшую ей именно в этом месте основать во ЕЕ имя обитель, которая прославится на века.
Сначала матушка Александра великим трудом и усердием построила каменную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, основав при ней за год до своей смерти Казанскую женскую общину. Окормляли общину старцы близлежащей Саровской пустыни. Скончалась монахиня Александра в 1789 году.
Незадолго до своей кончины она попросила саровских старцев назначить сестрам общины духовного отца, чтобы не оставлять их без духовного попечения. Старцы избрали иеродиакона Саровского монастыря Серафима, будущего святого и чудотворца.
В общине был заведен очень строгий монастырский устав: скудная пища один раз в день, тяжелые послушания по крестьянским работам, непрестанные молитвы. Такое могли выдержать далеко не все, а только истинно и глубоко верующие, посвятившие себя целиком и полностью служению Богу.
В 1827 году преподобный Серафим Саровский отделил от общины семь девушек и поселил их на краю села Дивеево, создав так называемую Мельничную девичью общину, и сам принялся в этом месте строить мельницу, которая должна была их кормить. К моменту кончины преподобного сестер было уже 72.
Но вскоре после смерти преподобного девичья община была присоединена к Казанской общине и эта объединенная община стала именоваться Серафимо-Дивеевской. До 1861 года дела в ней не очень ладились. Расцвет начался с приходом игуменьи монастыря матери Марии (Елизаветы Ушаковой).
Число сестер увеличилось до 1600. Был построен Троицкий собор в 1874 году (на фото вверху он в центре), каменные колокольня и трапезная. При монастыре был создан приют для девочек-сирот, содержавшийся на средства императрицы Александры Федоровны.
Главной святыней собора была и есть икона Божией Матери «Умиление«, любимая икона преподобного Серафима Саровского, у которой он постоянно молился и пред которой коленопреклоненным он окончил свой земной путь. Император Николай II, очень почитавший преподобного Серафима, пожертвовал для иконы золотой оклад с драгоценными камнями.
В революционное лихолетье Серафимо — Дивеевский монастырь продержался еще 10 лет. В 1927 году монастырь был закрыт. Сестры расселились по близлежащим селам, уповая на волю Божию по восстановлению обители. Восстановление началось в 1989 году, официально было объявлено об открытии обители в 1991 году.
Святыни: Почитаемыми святынями монастыря являются Канавка Царицы Небесной и мощи преподобного Серафима Саровского, но у каждой святыни своя история. Канавку, по благословению преподобного, вырыли сестры обители вдоль изгороди. По ней святой благословлял пройти каждого страждующего, читая Богородичное правило (150 раз «Богородице Дево, радуйся…»).
50 лет спустя после смерти Серафима Саровского вдоль канавки были посажены деревья. При советской власти, после закрытия монастыря, канавку засыпали, но деревья остались. Благодаря им канавка была обозначена и позднее восстановлена. По ней продолжают ходить тысячи людей, читая Благовещенское приветствие. В конце Святой Канавки стоит Поклонный крест.
По сложившейся традиции по Канавке проходит крестный ход после утреннего богослужения на первой и последней неделе Великого поста и при погребении плащаницы Божией Матери. В 2011 году по Святой Канавке прошел многотысячный крестный ход с Поясом Богородицы.
Святой преподобный Серафим Саровский скончался в Саровском монастыре 2 января 1833 года и был похоронен у алтаря Саровского собора. Позже его мощи были перенесены в Успенский собор обители для всеобщего поклонения. После закрытия монастыря в 1927 году след святых мощей был потерян.
Второе обретение мощей преподобного произошло в ноябре 1990 года в музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге. 11 января 1991 года святые мощи были официально переданы Русской Православной Церкви и торжественным крестным ходом перенесены в Серафимо — Дивеевский монастырь. Они покоятся в Троицком соборе.
Храмы обители: В монастыре восстановлены и освящены семь храмов. Центром духовной жизни является Троицкий собор со своими главными святынями обители. Спасо-Преображенский собор заложен в 1907 году (на фото вверху он справа). По традиции в нем совершается главная служба на Успение Божией Матери.
Около 10 лет велись подготовительные работы к строительству Благовещенского собора. Молебен на начало доброго дела по закладке собора состоялся 26 апреля 2012 года. Возведение такого храма задумано было еще преподобным Серафимом Саровским.
Храм должен был иметь 8 приделов и размеры, определенные Поясом Богородицы: 20 поясов в ширину, 30 поясов в длину и 50 поясов (60 метров) в высоту. Главный престол освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Белоснежный Благовещенский собор стоит в одной линии с Троицким собором и колокольней в конце Святой Канавки.
Серафимо — Дивеевский монастырь — общероссийская святыня, известная во всем мире. Тысячи паломников стекаются сюда со всех концов света со своими бедами и скорбями, получая здесь утешение, исцеление, облегчение душевных и телесных страданий.