Испанская икона Божией Матери

Испанская икона Божией Матери

Испанская  икона  Божией  Матери  имеет  очень  древнее  происхождение,  но  первообраз  не  сохранился  до  наших  дней.  Образ  получил  в  дальнейшем  распространение  в  списках,  многие  из  которых  ознаменовались  чудотворениями  и  исцелениями.

Испанская  икона  Божией  Матери  на  первом  снимке  находится  в  Крестовой  палате  Суздальского  архиерейского  дома  и  датируется  1686  годом.  С  Испанией  связана  еще  одна  известная  икона  Божией  Матери — Абульская.

 

Крестовая палата архиерейского дома в Суздале

История  образа:  Испанская  икона  Божией  Матери  ведет  свою  историю  с  718  года,  когда  она  прославилась  тем,  что  по  молитве  перед  ней  была  оказана  помощь  христианскому  готтскому  вождю  Пелагию,  основателю  Астурийского  королевства  в  Испании,  в  его  борьбе  с  арабами-мусульманами.

В  том  же  году  на  востоке  сарацины  были  побеждены  императором  Львом  Исаврянином.  В  ознаменование  этих  событий  и  было  установлено  празднование  Испанской  иконе,  которая  именовалась  Гишпанской,  Гиспальской,  а  в  самой  Испании  Ковадонгской  или  Богоматерью  битв. Чудотворная  икона  не  раз  спасала  Испанию  от  нашествия  врагов.

Иконография:  На  иконе  Богоматерь  изображена  восседающей  на  троне,  что  восходит  к  образу  «Всецарица»  (Пантанасса).  Своими  руками  Пресвятая  Богородица  придерживает  Богомладенца,  восседающего  на  Ее  коленях. Предвечный  Младенец  благословляет  правой  рукой,  в  левой  держит  свиток.

Разные  изводы  образа  могут  различаться  в  деталях  или  в  добавлении некоторых,  неизменным  остается  трон  на  котором  восседает  Царица  Небесная.  Например,  на  Испанской  иконе,  которая  пребывает  в  частном  собрании,  (размером  14х18  сантиметров)  на  печати  с  обратной  стороны  написано:  «Испанская  Богоматерь.  Благословение  Святой  Афонской  горы  келии  святителя  Иоанна  Златоуста«.

На  ней  Младенец  Христос  сидит на  левой  руке  Богоматери,  правой  рукой  Она  указует  в  молитвенном  жесте  на  Него,  как  на  путь  спасения.  Складки  мафория  Приснодевы  образуют  как  бы  трон  для  Предвечного  Младенца.  На  головах  у  Богоматери  и  Богомладенца — царские  венцы.

Афонский образ Божией Матери  

 В  храме  скита  Святого  Духа  Свято-Успенской  Почаевской  Лавры  пребывает  Испанская  икона  Божией  Матери,  которая  отличается  простотой  одеяний  Божественных  Матери  и  Сына,  но  большой  теплотой  и  одухотворенностью.

Икона Божией Матери в Почаевской Лавре

На  известной  Испанской  иконе  из  Суздаля  к  основной  композиции  справа  у  подножия  престола  добавлена  фигура  стоящего  на  коленях  человека  в  простой  темной  одежде.  Он  благоговейно  принимает  одну  из  туфель,  сходящих  с  ног  Богородицы.  В  противоположном  углу  помещена  табличка  с  описанием  изображенного  чуда.

 

Крестовая палата. Испанская икона

Поля  и  фон  иконы  украшены  серебряным  окладом  с  геометрическим  узором,  характерным  для  Суздаля  рубежа  XVII -XVIII  столетий.  Серебром  обложены  также  спускающиеся  с  ног  Богоматери  туфли.  Работа  выполнена  в  русле  традиций  Оружейной  палаты,  о  чем  свидетельствует  красочная  цветовая  гамма  и  «живоподобная»  манера  исполнения.

В  1686  году  для  иконостаса  Покровского  храма  Покровского  женского  монастыря  в  Суздале  была  написана  Испанская  икона  Божией  Матери,  по  заказу  Суздальского  митрополита  святителя  Илариона.  До  XVIII  века  она  чаще  всего  называлась  Знаменской.  Тогда  и  появилось  это  необычное  добавление — фигура  нищего,  принимающего  сапожок  с  ноги  Богоматери.

На  помещенной  на  иконе  табличке  дано  описание  этого  чуда,  которое  произошло  в  одном  из  храмов  Испании.  Согласно  этому  преданию,  в  то  время  с  почитаемой  иконы  в  руки  молящемуся  перед  ней  нищему  спустился  золотой  сапожок — одно  из  многих  драгоценных  украшений  образа.

Второй  сапожок  был  «повержен»  иконой,  чтобы  спасти  от  казни  нищего,  обвиненного  в  краже  церковной  утвари.  Выбор  сюжета,  прежде  неизвестного  в  русской  иконописи,  вероятно,  принадлежал  самому  Суздальскому  святителю  Илариону.  Знакомство  с  западно-европейским  искусством  прослеживается  и  в  других  работах  иконостаса  московского  изографа  Ивана  Петрова  Рифусицкого,  поляка  по  происхождению.

Испанская  икона  Божией  Матери  была  помещена  слева  от  Царских  врат  в  местном  ряду  иконостаса  и  имела  очень  богатый  драгоценный  убор  со  множеством  дорогих  украшений  от  благодарных  прихожан,  получивших  исцеления  по  молитвам  перед  образом.  Серебряные  туфли  на  иконе  были  сработаны  суздальским  мастером  в  1736  году.

На  начало  XXI  века  Испанская  икона  Божией  Матери  Суздальского  Покровского  монастыря  находилась  в  постоянной  экспозиции  музея  в  помещении  Крестовой  палаты  архиерейского  дома  Суздальского  Кремля.  Редкий  сюжет,  большая  историческая  значимость,  художественные  достоинства  образа  делают  его  одним  из  наиболее  ценных  памятников  русского  искусства  XVII  столетия.

Корнеевская икона

Еще  одна  известная  ныне  по  всей  России  Испанская  икона  Божией  Матери  была  явлена  23  мая  /  5  июня  1917  года  в  селе  Корнеевка  Николаевского  уезда  Самарской  губернии  (впоследствии  Николаевский  уезд,  ставший  Пугачевским,  отошедший  к  Саратовской  области). 

Очевидцев  этого  события  уже  нет  в  живых,  но  сохранилась  память  людская  и  книга  самарских  духовных  писательниц  сестер  Наталии  и  Софии  Самуиловых,  дочерей  протоиерея  Сергия  Самуилова,  под  названием  «Отцовский  крест».  Узнав  о  чудесном  явлении  иконы,  Самуиловы  тогда  же  в  1917  году  отправились  в  паломничество  к  обретенной  святыне.

И  настоятель  Корнеевской  церкви  Покрова  Пресвятой  Богородицы  священник  Николай  Кубарев  рассказал  им  о  том,  чему  сам  был  свидетелем  и  участником.  При  этом  нужно  отметить,  что  1917  год — особая  дата  в  русской  истории.  Рухнула  великая  Российская  империя.  Начались  страшные  кровавые  события.

Но…  как  бы  в  утешение  верующим  в  России,  именно  в  1917  году  были  явлены  три  иконы  Пресвятой  Богородицы.  Как  милость  Божия,  не  оставившая  православную  Русь.  В  самый  день  вынужденного  отречения  от  престола  Государя  Николая  II  была  обретена  в  Москве  в  Коломенском  Державная  икона  Божией  Матери. 

  За  несколько  дней  до  октябрьского  переворота  в  селе  Ташла  на  Самарской  земле  была  явлена  икона  Божией  Матери  «Избавительница  от  бед»  с  таким   знаменательным  и  вселяющим  надежду  названием.  А  23  мая  /  5  июня  в  селе  Корнеевка  была  обретена  Испанская  икона  Божией  Матери.

Началось  все  с  необыкновенных  сновидений,  которые  начали  сниться  военнопленному  мадьяру,  воевавшему  в  австро-венгерской  армии,  Петру  Чардашу.  Несколько  раз  он  видел  голое  пустынное  поле  с  валявшимися  по  нему  человеческими  костями,  а  над  ним  сияющий  образ  Пресвятой  Богородицы,  с  призывом  найти  икону,  которая  спасет  людей.

Поначалу  мадьяр  молчал  о  сновидении,  но  после  того,  как  оно  повторилось  несколько  раз,  стал  рассказывать  людям,  но  ему  никто  не  верил.  Он  рассказал  обо  всем  батюшке.  Было  решено  все-таки  проверить.  Похожее  событие,  начавшееся  со  снов  девочке  Матроне,  произошло  в  городе  Казани.  Тогда  была  обретена  Казанская  икона  Божией  Матери,  величайшая  святыня  России.

Земля  на  участке,  который  видел  во  сне  Петр,  была  целинная,  не  пахотная,  суглинок,  твердый,  как  камень.  Лом  не  брал,  откалывали  кусочками.  Копали  по  очереди  пришедшие  с  батюшкой  и  венгром  мужчины.  Мадьяр  копал,  пока  не  обессилел.  А  он  в  ту  пору  постился,  готовился  перейти  в  Православие. 

В  это  время  на  глубине  около  120  сантиметров  тот,  что  копал,  выбросил  с  комом  земли  свернутую  треугольником  иконочку.  Это  была  маленькая  икона  на  атласе,  каковые  обычно  присылаются  в  благословение  с  Афона.  Мадьяр  сразу  же  взял  ее  в  руки  и  со  словами:  «Это  она», — подал  ее  батюшке.  Икона  у  него  на  руке  сама  собой  развернулась. 

И  все  увидели  дивный  образ  Пресвятой  Богородицы,  сразу  стали  к  ней  прикладываться.  Икона  темно-серого  цвета  с  надписью  «Испанская  Богоматерь»,  а  внизу  под  бордюром  надпись:  «Сия  чудотворная  икона  находится  в  храме  пустынно-келейной  обители  святителя  Иоанна  Златоуста  на  Афоне».

Крестным  ходом  вновь  обретенная  Испанская  икона  Божией  Матери  была  препровождена  в  храм.  Исцеления  от  нее  потекли  еще  во  время  крестного  хода  и  после.  Их  было  такое  количество,  что  батюшка  не  успевал  записывать,  фиксировал  только  имена  и  адреса  исцеленных.  Паломников  отовсюду  съезжалось  столько,  что  в  храм  не  помещались.  Стали  строить  новую  церковь.

С  того  места,  где  была  обретена  икона,  многие  стали  брать  земельку,  как  святыню.  Через  несколько  дней  парень  лет  семнадцати  пришел  на  это  место  и  нашел  еще  икону  святого  Пантелеймона,  также  на  атласе  и  такого  же  размера.  Эта  икона  тоже  была  перенесена  в  храм.  Мадьяр  после  всех  этих  событий  принял  Православие.

В  селе  Малая  Таволожка  (Николаевская  епархия  Саратовской  митрополии)  под  городом  Пугачевым  (прежде  Николаевском)  был  построен  и  освящен  10  июня  2017  года,  к  столетию   явления  образа,  храм  в  честь  Испанской  иконы  Божией  Матери,  единственный  в  России.

Молитвенная  традиция:  Пред  Испанской  иконой  Божией  Матери  молятся  об  исцелении  недугов,  телесных  и  душевных.

Празднование:  8  /  21 апреля

Молитвословия  составлены  священником  Максимом  Плякиным. г. Саратов

Тропа́рь, глас 4

Чуде́с исто́чник неизсяка́емый/ о́браз Твой, Де́во Госпоже́, нам дарова́ся,/ наде́жду обурева́емым и стра́ждущим да́руяй/ и цельбы́ оби́льныя неду́жным излива́яй,/ его́же иму́ще я́ко зна́мение заступле́ния Твоего́,/ Кресто́м Сы́на Твоего́ огражда́еми побежда́ем враги́/ и Тебе́, Цари́це на́шей и Влады́чице,// велегла́сную прино́сим похва́льную песнь.

Конда́к, глас 3

И́же на Небеси́ и на земли́ Ца́рствуяй/ Бог Сло́во и госпо́дий Госпо́дь/ Цари́цу и Хода́таицу ми́рови/ де́вственную Ма́терь показа́,/ Е́йже покланя́ющеся/ и я́ко Госпоже́ хвале́бную возглаша́юще песнь,/ ча́ем жи́зни ве́чныя// и спасе́ния душ на́ших заступле́нием Ея́.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *