Свято-Успенская Почаевская Лавра

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Свято — Успенская  Почаевская  Лавра — жемчужина  Православия,  обитель  благочестия  и  подвижничества,  духовный  центр  Православия  Святой  Руси,  удел  Пресвятой  Богородицы,  святое  место,  которое  Она  Сама  избрала  и  удостоила  Своего  посещения,  покровительства,  оставив  видимый  знак  Своего  присутствия.

И  это  Ее  присутствие  и  покровительство  осязаемо  ощущается  в  этом  благодатном  месте.  Свято — Успенская  Почаевская  Лавра —  центр  высшей  духовности,  Божией  благодати,  святости,  подвижничества,  благочестия,  твердыня  веры  Христовой.

  Дата  основания  Свято — Успенской  Почаевской  Лавры  уходит  в  глубину  веков. В  1240  году  хан  Батый  захватил  Киев.  Спасаясь  от  монголо-татарского  ига,  киево-печерские  иноки  идут  на  Волынь,  где  и  находят  прибежище  на  скалистой  покрытой  густым  лесом  скале.  Черноризцы  ведут  жизнь  отшельников,  проводя  все  время  в  посте  и  молитве.

Здесь  они  сподобились  благословения  Матери  Божией,  которая  явилась  им  в  пламени  подобно  Неопалимой  Купине  и  оставила  на  камне  след  правой  стопы,  из  которой  забил  живоносный  источник.  Слава  об  этом  событии  разнеслась  повсюду,  и  сюда  стали  стекаться  желающие  послужить  во  славу  Божию.

Явление Богородицы на Почаевской горе в 1240 году

Сначала  была  построена  деревянная  церковь,  которая  впоследствии  была  заменена  на  каменную  в  честь  Успения  Пресвятой  Богородицы.  Она  положила  начало  храмового  праздника.

С  увеличением  числа  братии  ширились  работы  и  по  возведению  монастырских  построек.  С  конца  ХVI века  Свято — Успенская  Почаевская  Лавра  становится  центром  духовной  жизни  на  западных  землях,  каковым  остается  и  поныне.

В  1597  году  местная  помещица  Анна  Гойская  пожертвовала  монастырю  обширные  земли  и  чудотворную  икону  Божией  Матери.  При  этом  помещица  завещала  хранить  Православную  веру  и  обряды  Восточной  Церкви  на  вечные  времена.

В  обители  всегда  господствовал  суровый  аскетический  дух  преподобных  Антония  и  Феодосия  Киево-Печерских,  который  поддерживался  и  укреплялся  местными  подвижниками.  Расцвет  монастыря  приходится  на  первую  половину  XVII  века  в  связи  с  деятельностью  игумена  Иоанна  Железа,  преподобного  Иова  Почаевского,  авторитет  которого  во  всех  кругах  тогдашнего  общества  был  непререкаемым.

В  1649  году  на  самой  вершине  скалы  была  построена  церковь  в  честь  Святой  Троицы  со  Стопой  Пресвятой  Богородицы  в  середине  храма, — до  этого  след  Стопы  более  400  лет  находился  под  открытым  небом.  Сейчас  это  место  укрывает  бронзовый  ковчег.  Приблизиться  к  «стопе»  Божией  Матери  можно  только  на  коленях.

Камень,  на  котором  стояла  Пресвятая  Богородица,  находится  ниже  уровня  пола,  под  ковчегом.  Рядом  неотлучно  дежурит  послушник — «стопочный» — из  его  рук  верующие  получают  целебную  воду  из  неиссякаемого  ключа.  Царица  Небесная  столько  раз  защищала  святую  обитель,  что  о  Ее  помощи  написаны  целые  тома.

2  августа  1675  года  пятидесятитысячное  турецко-татарское  войско  под  руководством  хана  Нурредина  подступило  к  Почаеву.  Монастырь  тогда  был  огорожен  простым  деревянным  частоколом,  защитников  обители  была  горстка  по  сравнению  с  вражиим  войском.  Оставалось  уповать  только  на  помощь  Божию  и  Пресвятой  Богородицы.

чудотворная Почаевская икона Божией Матери икона
Чудотворная Почаевская икона Божией Матери

Монахи  молились  Царице  Небесной,  взывая  о  помощи.  Был  отслужен  молебен  с  акафистом  перед  чудотворной  Почаевской  иконой  Божией  Матери.  Как  гласит  предание,  во  время  совершения  акафиста  на  небе  расступились  вдруг  тучи,  и  над  собором  появилась  Сама  Пресвятая  Богородица  в  небесном  сиянии,  окруженная  ангелами,  рядом  с  Ней  молящийся  Иов  Почаевский.

Это  создало  сначала  замешательство  в  стане  врага.  Потом  татары  стали  пускать  стрелы  в  Богородицу  и  преподобного  Иова,  но  стрелы  как  бумеранг  возвращались  назад  и  поражали  стрелявших.  Среди  татар  началась  такая  паника,  что  они,  побросав  все,  обратились  в  лихорадочное  бегство.

Защитники  монастыря  стали  преследовать  бегущего  врага,  захватили  много  пленных.  Самое  удивительное  в  этом  событии  было  то,  что  татары,  пораженные  совершившимся  видением,  в  большинстве  своем  приняли  христианство.  Свидетелей  этого  чуда  было  более,  чем  достаточно,  и  память  о  нем  в  народе  сохранилась  надолго.  Память  этого  события  ежегодно  празднуется  5  августа.

После  случившегося  у  стен  Лавры  чуда  с  графом  Николаем  Потоцким,  когда  Божия  Матерь  не  позволила  совершиться  его  беспределу  и  несправедливости,  вразумив  его  тем  самым  так,  что  он  стал  главным  меценатом  обители,  был  построен  1771  году   величественный  Свято — Успенский  собор.

православные монастыри ихрамы, свято-успенская почаевская лавра
Свято — Успенская Почаевская Лавра

Архитектура,  роспись,  благолепие  и  красота  собора  поражают  воображение.  Над  главным  входом  в  собор  находится  икона  Успения  Пресвятой  Богородицы .  В  Свято — Успенском  соборе  пребывают  главные  святыни  Почаевской  Лавры  —  чудотворная  Почаевская  икона  Божией  Матери   и  Стопа  Пресвятой  Богородицы.

Ради  того,  чтобы  камень,  с  бьющим  из  него  источником,  оказались  под  сводами  собора,  строители  намеренно  нарушили  принцип  храмостроительства.  Алтарь,  вопреки  Уставу,  смотрит  на  север,  а  не  на  восток.  Только  так  можно  было  оставить  в  центре  собора  место  с  отпечатком  стопы  Божией  Матери  и  соотнести  размер  храма  с  особенностями  рельефа.

С  1730  года  начала  действовать  Почаевская  типография,  издававшая  много  книг  богословского  содержания,  историко-религиозного,  служебного.  Почаевская  обитель  несколько  раз  переходила  от  православных  то  к  католикам,  то  к  униатам.  В  1831  году  она  окончательно  перешла  к  православным,  затем  в  1833  году  получила  статус  Лавры.

Даже  во  время  Великой  Отечественной  войны  и  немецкой  оккупации  Волыни  молитвенное  общение  Почаевской  Лавры  с  Русской  Церковью  продолжалось.  Но  во  время  хрущевской  антирелигиозной  кампании  в  СССР  у  обители  были  отобраны  земли,  некоторые  здания,  ввели  строжайшие  запреты  на  прием  паломников,  пожертвований,  стали  психологически  давить  на  монахов,  доходили  даже  до  физических  расправ.

Из  140  монахов  в  1961  году  осталось  только  35.  И  все-таки  монастырь  выстоял,  благодаря  помощи  Божией  и  стойкости  монахов.  В  1988  году  во  время  празднования  Крещения  Руси  в  Лавре  собралось  много  тысяч  паломников.  Божественную  литургию  служил  целый  сонм  иерархов.   Число  монастырской  братии  снова  стало  расти.  Образовалась  тесная  связь  с  Троице-Сергиевой  Лаврой.

5  августа  1990  года  Свято-Успенская  Почаевская  Лавра  отмечала  750-летие  со  дня  основания.  На  торжества  прибыл  новоизбранный  патриарх  Московский  и  всея  Руси  Алексий  II,  возглавивший  эти  торжества.  Это  было  первое  в  истории  посещение  Московским  Патриархом  Почаевской  Лавры.  Вскоре  был  открыт  Свято-Духовский  скит,  возобновила  свою  работу  типография.

В  1992  году  наместник  Почаевской  Лавры  епископ  Иаков  (Панчук)  поддержал  митрополита  Филарета  (Денисенко)  в  обособлении  от  Русской  Правосланой  Церкви,  которое  позже  привело  к  расколу  в  Украинской  православной  церкви.  Но  братия  монастыря  не  поддержала  наместника  и  попросила  его  покинуть  монастырь.

В  1997  году  братией  монастыря  был  избран  наместником  архимандрит  Владимир  (Мороз),  с  2000  года  епископ,  ныне  митрополит  Почаевский,  викарий  Киевской  митрополии.  Вскоре  же  произошло  важное  изменение  в  статусе  монастыря:  он  стал  ставропигиальным,  то  есть  подчиненным  управлению  только  митрополиту  Киевскому  и  всея  Украины  (Московского  Патриархата)  Владимиру  (Сабодану).  Ранее  настоятелями  Лавры  были  правящие  Волынские  архиереи.

В  Свято- Успенской  Почаевской  Лавре  каждый  камень  дышит  благодатью.  Здесь  покоятся  мощи  преподобных  Иова  и  Амфилохия  Почаевских,  здесь  находится  святыня — чудотворная  Почаевская икона Божией Матери, которая  пребывает  в  монастыре  более  400  лет,  здесь  Сама  Богоматерь  оставила  след  Своей  Стопы,  избрав  это  место  Своим  уделом.

Свято - Успенская Почаевская Лавра

Жемчужина Православия. Свято-Успенская Почаевская Лавра.              

Удел  Матери  Божией,  где  она  незримо  присутствует, окружая  каждого   (!!!)  заботой и  вниманием, слышит и  помогает. В  разных  источниках  можно  найти  множество  свидетельств  о  помощи  Богородицы  с  самого  начала  существования  Лавры  и  в наше  время, о том, как во  время  Великой   Отечественной  войны  Она  буквально  отводила  снаряды  от  монастыря.

У  меня  тоже  есть  своя  история, которой  я  хочу  поделиться.  Я  ездила  в  Почаевскую  Лавру  в  2011 году  на  Великий  пост. Это  чувство, что  ты  попадаешь  в  теплые  материнские  объятия, возникает  сразу  под  сводами  монастыря, и  не  оставляет  потом  долго.

Каждое  мгновение  пребывания  в  этом  благодатном  месте  врезается  в  память  навсегда.  Спустя  годы  я  помню  обо  всем  также  ясно, как-будто  это  было  вчера.

Так  вот  о  помощи.  Книг  в  Лавре  великое  множество, все  нужные,  полезные, интересные,  ну  просто  необходимые.  Чувство  меры  соблюсти  очень  трудно. Когда  я  упаковала  эти  необходимые  книги  в две  большие  сумки, то  поняла, что  я  не только  не  смогу  их нести, мне  даже  передвигать  их  тяжело.

Сижу  в  паломнической  гостинице  и  сокрушаюсь  на  отсутствие  у  себя  этого  самого  чувства  меры,  смотрю  на  икону  Божией  Матери, которая  висит  в  каждом  помещении  монастыря,  и  молюсь: «Пресвятая  Богородица, помоги!»

И  она  услышала!  Помогла!  Проводила  до  самого  Донецка!  Один  мужчина, проходивший  мимо,  донес  мне  сумки  до  ворот  монастыря.  Там  я  только  нагнулась, чтобы  их  взять, меня  останавливает  монах  с  вопросом  «Вам  куда?»  Я  отвечаю:  «На  автовокзал» (а  он  далеко, хоть  и  с  горки).

Монах    останавливает  проезжающего  мимо  молодого  человека  на  мотороллере,  они  загружают  мои  сумки  и  доставляют  до  вокзала.  Там  тоже  находятся  помощники  (как  бы  случайно, причем  я  никого  не  прошу  помочь), которые  загружают  сумки  в  автобус, потом  выгружают  из  автобуса  напротив  железнодорожного  вокзала  у  переходного  моста.

Я  в  ужасе  смотрю  на  этот  мост, но  делать  нечего, опять  нагибаюсь  за  сумками. Проходит  мимо  мужчина,  подхватывает  мои  сумки, переносит  через  мост (я  семеню  следом),  заносит  в  вокзал, ставит  возле  скамейки  и  бегом  по  своим  делам, а я   следом, чтобы  «спасибо»  сказать.  В  общем  доехали  мои  сумки  сами  собой, я  просто  рядом  была.

Приидите  ко  мне  все  нуждающиеся…  Просите,  и  дано  будет  вам…

Свято-Успенская  Почаевская  Лавра — крупнейший  храмовый  комплекс  на  территории  Украины,  второй  после  Киево-Печерской  Лавры.  До  2018  года  Лавра  относилась  к  Тернопольской  и  Кременецкой  епархии,  но  с  23  ноября  2018  года  обитель  была  передана  в  распоряжение  Кременецко-Почаевского  государственного  историко-архитектурного  заповедника.

Официальный  сайт  Почаевской  Лавры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *