Таинство причащения имеет неизмеримое значение, постижение которого превосходит возможности нашего разума. Это Таинство зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы.
Оно дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, возвращает добродетели — восстанавливает ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.
В Таинстве причащения христианин принимает под видом хлеба — истинное Тело Христово, а под видом вина — истинную Кровь Христову и через Таинство соединяется с Господом для жизни вечной.
Таинство причащения совершается непременно в храме, на святом престоле, за Божественной литургией и следует в обязательном порядке после Таинства Покаяния — Исповеди. Оно не может иметь места, если ему не предшествует покаяние.
Приготовление ко Святому Причащению (в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, то есть телесная чистота и ограничение в пище (пост).
В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, масло, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.
В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении.
Дома необходимо прочитать, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный, канон Богородице и Ангелу Хранителю. Читается также канон ко причащению и, кто пожелает, акафист Иисусу Сладчайшему.
Утром прочитываются утренние молитвы и все последование ко Святому Причащению, кроме канона , прочитанного накануне. Желающий причаститься должен, лучше всего накануне, до или после вечернего богослужения, принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником.
Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам, смиренно испросить у всех прощения. Без исповеди никто, кроме младенцев до 7 лет, не может быть допущен ко Святому Причащению.
Таинство причащения установил на Тайной вечери Господь наш Иисус Христос. Он Сам совершил его: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26, 26-28)
Затем Он повелел им: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). Так Иисус Христос, установив Таинство причащения, заповедал ученикам совершать его всегда. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Согласно заповеди Христовой, Таинство причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончании века. Хлеб для причащения употребляется один, так как все верующие во Христа составляют одно Тело Его.
Крест и Евангелие, лежащие на исповедальном аналое, означают невидимое присутствие Самого Спасителя. Возложение священником епитрахили на кающегося знаменует возвращение кающемуся милости Божией.
Он приемлется под благодатный покров Церкви и присоединяется к верным чадам Христовым. Таинство причащения по-гречески называется Евхаристией, что значит «благодарение».
Когда настанет время принятия Святых Христовых Таин, христианин должен, скрестив руки на груди, правую поверх левой, поклониться один раз до земли Христу, благочинно подойти к святой чаше.
Подойдя, внятно назвать свое имя и открыть уста. У святой чаши не следует совершать поклона и крестного знамения, чтобы случайно не толкнуть святую чашу. По принятии причастия поцеловать ее край, как самое ребро Христово, из которого на кресте, во время голгофской казни истекла кровь и вода (Ин. 19, 34)
Если в храме почему-либо не читались благодарственные молитвы после причастия, их нужно прочитать дома. В большинстве молитвословов есть каноны — покаянный, к Богородице и Ангелу Хранителю (раздельные или совмещенные), а также правило ко Святому Причащению.
Христианин всеми силами души должен стремиться к соединению с Господом в Таинстве причащения, ибо так он обретает духовное оружие против сил тьмы. Церковь рекомендует причащаться как можно чаще.