Таинство Покаяния


Таинство  Покаяния

Таинство  Покаяния — Исповеди  святые  отцы  называют  «вторым  Крещением».  В  нем  к  нам  возвращается  та  чистота,  которая  была  утрачена  нами  через  грехи  после  принятия  Крещения.

Грех  есть  преступление.  Он  перешел  от  диавола  и  породил  проклятие  и  смерть.  Грех  есть  преступление  и  разрушение  вечного  и  не  переменяемого  Божия  Закона,  ослушание  и  противление  святой  Божией  воле  (святитель  Тихон  Задонский).

Грех  есть  дело  диавольское,  нечестивое,  ложное,  гнусное.  Бог  есть  жизнь  (Ин. 14, 6 ),  грех  есть  смерть  (Иак.  1,  15;  Рим.  6,  23);  Бог  есть  Любовь  (1  Ин.  4,  8),  грех  есть  ненависть  (1  Ин.  3,  14-15);  Бог  есть  Сущий  (Исх.  3,  14),  грех  есть  не  сущее  (Пс.  9,  36).

Грех  произошел  не  от  Бога  и  не  от  природы,  а  от  злоупотреблений  разума  и  воли  разумных  существ,  от  произвольного  уклонения  от  Бога,  от  замены  святой  Его  воли  своею,  от  самоволия.

Лишь  через  искупительную  смерть  Иисуса  Христа  человечество  получает  возможность  через  Таинство  Покаяния  получить  прощение  грехов.  Таинство  Покаяния,  называемое  исповедью,  установлено  Самим  Господом  нашим  Иисусом  Христом.

Он,  явившись  по  Воскресении  Своем  святым  апостолам,  дал  им  таинственною  властью  (благодатью)  Святого  Духа  разрешать  грехи:  Кому  простите  грехи,  тому  простятся;  на  ком  оставите,  на  том  останутся.  (Ин.  20,  22-23)

Это  дарованное  свыше  право  святые  апостолы  передали  по  преемству  рукоположенным  ими  епископам,  а  епископы  в  свою  очередь  пастырям  Церкви. 

Каждый  раз,  когда  в  храме  совершается  Божественная  Литургия,  перед  началом  службы  из  алтаря  выходит  священник.  Он  направляется  в  притвор  храма,  где  его  уже  ожидает  народ  Божий.

В  руках  священника  Крест — знамение  жертвенной  любви  Сына  Божия  к  человеческому  роду,  и  Евангелие — благая  весть  о  спасении.

Священник  полагает  Крест  и  Евангелие  на  аналой  и,  благоговейно  поклонившись,  возглашает:  «Благословен  Бог  наш  всегда,  ныне  и  присно  и  во  веки  веков.  Аминь».  Так  начинается  Таинство  Покаяния — Исповеди.

Само  название  «Таинство  Покаяния»  указывает  на  то,  что  в  этом  Таинстве  совершается  что-то  глубоко  сокровенное,  вскрывающее  пласты  жизни  личности,  которых  в  обычное  время  человек  предпочитает  не  касаться.

Возможно  именно  поэтому  так  силен  страх  перед  исповедью  у  тех,  кто  еще  ни  разу  к  ней  не  приступал.  Долго  им  приходится  преодолевать  себя,  чтобы  подойти  к  исповедальному  аналою.  Это  напрасный  страх.

Происходит  он  от  незнания  того,  что  на  самом  деле  совершается  в  Таинстве  Покаяния — Исповеди.  Исповедь — это  не  допрос  и  не  вынесение  «обвинительного  приговора»  согрешившему.  Приходя  на  исповедь  мы  каемся  в  присутствии  священника,  но  не  перед  священником.

Священник,  будучи  сам  человеком,  есть  только  свидетель,  посредник  в  Таинстве,  а  истинным  Тайносовершителем  является  Господь.  Сокрушение  дома  о  своих  грехах  необходимо,  но  оно  не  является  исчерпывающим.

Исповедь — это  великое  Таинство  примирения  Бога  и  человека;  это  радость  прощения  греха;  это  трогательное  до  слез  явление  любви  Бога  к  человеку. 

И  окончательное  примирение  с  Богом,  очищение  от  греха  совершается  в  рамках  Таинства  Покаяния — Исповеди  непременно  при  посредничестве  иерея.  Такая  форма  Таинства  установлена  Самим  Господом  Иисусом  Христом.

Мы  все  много  грешим  перед  Богом.  Тщеславие,  неприязнь,  пустословие,  лукавство,  гордыня,  насмешки,  неуступчивость,  осуждение,  раздражительность,  гнев — постоянные  спутники  нашей  жизни. 

На  совести  почти  каждого  из  нас  лежат  и  более  тяжкие  преступления:  детоубийства  (аборты),  супружеские  измены,  обращение  к  колдунам  и  экстрасенсам,  воровство,  вражда,  месть  и  многое  другое,  делающее  нас  повинными  гневу  Божию.

Таинство  Покаяния — Исповеди  есть  великая  милость  Божия  к  слабому  и  склонному  к  падению  человечеству,  оно  есть  доступное  всем  средство,  ведущее  к  спасению  души,  постоянно  впадающей  в  прегрешения.

Первым  делом  перед  Таинством  Исповеди  должно  быть  испытание  сердца.  Для  этого  положены  дни  подготовки  к  таинству — говение.  Говение  (пост)  завершается  исповедью  перед  духовным  отцом  во  всех  грехах,  содеянных  кающимся  со  времени  последнего  причащения.

Как  пишет  отец  Александр  (Ельчанинов),  «нечувствие,  каменность,  мертвость  души — от  запущенных  и  неисповеданных  вовремя  грехов.  Как  облегчается  душа,  когда  немедленно,  пока  больно,  исповедуешь  совершенный  грех.  Отложенная  исповедь  может  вызывать  бесчувствие.

Человек,  часто  исповедующийся  и  не  имеющий  залежей  грехов  в  душе,  не  может  не  быть  здоров.  Исповедь — благодатный  разряд  души.  В  этом  смысле  громадно  значение  исповеди  и  вообще  всей  жизни,  в  связи  с  благодатной  помощью  Церкви.

Поэтому  не  откладывай  ее.  Слабая  вера  и  сомнения — не  препятствие.  Непременно  исповедуйся,  кайся  в  слабой  вере  и  сомнениях,  как  в  своей  немощи  и  грехе…  Так  оно  есть:  полная  вера  только  у  сильных  духом  и  праведных;  где  нам  нечистым  и  малодушным  иметь  их  веру?

Была  бы  она — мы  были  бы  святы,  сильны,  божественны  и  не  нуждались  бы  в  той  помощи  Церкви,  которую  она  нам  предлагает.  Не  уклоняйся  и  ты  от  этой  помощи.

Почему  духовнику  не  противен  грешник,  как  бы  ни  были  отвратительны  его  грехи? — Потому  что  в  Таинстве  Покаяния  священник  созерцает  полное  разделение  грешника  и  его  греха.»

Архимандрит  Псково-Печерского  монастыря  о.  Иоанн  Крестьянкин  писал:  «Первым  вошел  в  рай  благоразумный  разбойник  (см.  Лк.  23,  42-43).  Ему  потребовалось  крайне  мало  времени  на  покаяние — один  предсмертный  вопль:  Помяни  мя,  Господи,  во  Царствии  Твоем.

Но  глубину  его  покаяния  нам  не  измерить,  она  прорезала  небеса  до  врат  рая  и  стала  лествицей  разбойнику  в  Царство  Небесное,  от  глубин  ада — в  рай.

Знаем  мы  и  житие  Марии  Египетской.  Семнадцать  лет  крайне  греховной  жизни  возбраняли  ей  вход  даже  в  храм.  Но  сила  ее  покаянного  чувства  исходатайствовала  ей  возможность  приложиться  к  Животворящему  древу  Креста,  а  сорок  восемь  лет  трудов  покаянной  жизни  сделали  ее  святой…»

Следует  помнить,  что  на  исповеди  не  могут  быть  разрешены: 

  • Те,  которые  на  исповеди  не  открывают  ни  одного  греха.
  • Те,  которые  высказывают  неверие  основным  догматам  веры.
  • Те,  которые  кощунствуют  над  догматами  веры  и  отвергают  их,  еретики,  отлученные  от  Церкви,  раскольники,  сектанты.
  • Причинившие  вред  ближнему,  его  чести,  имуществу  и  не  дающие  обещания  возместить  ущерб.
  • Находящиеся  во  вражде  и  не  хотящие  примириться.
  • Приобретшие  привычку  к  какому-либо  смертному  греху  и  не  хотящие  оставить  его,  как-то:  незаконное  сожительство,  разбой,  грабеж,  чародейство,  спиритизм  и  так  далее.
  • Те,  которые  не  хотят  избегать  случаев  ко  греху.
  • А  также  те,  которые  не  изъявляют  решимости  оставить  смертный  грех,  не  могут  быть  допущены  до  Святого  Причастия.

После  исповеди  большинство  верующих  приступают  к  Таинству  Причастия,  если  священник,  приняв  исповедь,  дает  благословение  на  Причастие.  Без  этих  двух  условий  (исповедь  и  благословение  священника)  приступать  к  Причастию  нельзя,  а  исповедоваться  без  Причастия  можно.

Таинство  Покаяния — Исповеди — не  обряд;  это  средство  принести  Богу  всю  свою  душу  на  рассмотрение,  в  таком  виде,  как  она  есть.  Покаяние  и  молитва — сильнейшие  средства  избежать  или  прекратить  общественные  бедствия  и  природные  катаклизмы,  то  есть  умилостивить  гнев  Божий  против  грешного  человеческого  племени.

Таинство  Покаяния    Таинство  Покаяния

Очень  много  есть  хороших  книг,  пособий  к  исповеди,  но  это  в  отдельной  статье.

В  статье  использовались  материалы  книг:

  • «Азы  православия»  Александр  Преображенский
  • «Современная  практика  православного  благочестия»  Н. Е. Пестов
  • «В  помощь  кающимся»  Свт.  Игнатий  Брянчанинов

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *