Коложская икона Божией Матери

Коложская икона божией Матери

Коложская  икона  Божией  Матери  очень  почитается  в  Белоруссии.  Это  одна  из  чудотворных  икон,  которыми  Царица  Небесная  почтила  Белорусскую  землю.  Коложская  икона  Божией  Матери  считается  покровительницей  Гродненского  края.  Она  пребывает  в  в  Свято-Борисо-Глебской  (Коложской)  церкви  города  Гродно.

История  образа:  Точных  исторических  сведений  об  этой  иконе  нет,  но  существует  предание.  Происхождение  и  явление  иконы  относят  к  концу  XVII —  началу  XVIII  веков.  Бродил  в  тех  краях  нищий,  который  по  обету  носил  с  собой  икону  Божией  Матери.  В  конце  его  земного  пути  ему  было  видение  с  повелением  передать  образ  в  Коложскую  церковь,  что  он  и  сделал.

Передав  икону,  которая  по  названию  церкви  стала  именоваться  Коложской,  нищий  попросил  похоронить  себя  поблизости.  От  образа  с  той  поры  стали  происходить  чудеса  и  исцеления.  Коложская  икона  Божией  Матери  быстро  прославилась  в  округе.  К  ней  потекли  страждущие  не  только  с  ближних,  но  и  с  дальних  мест.

В  1853  году  древняя  Коложская  церковь,  находившаяся  в  предместьи  Гродно,  Коложе,  обрушилась.  Злые  шутки  там  играла  река  Неман,  подмывавшая  берег.  Коложская  икона  Божией  Матери  была  перенесена  в  мужской  Борисо-Глебский  монастырь.  Монастырь,  предположительно,  был  основан  при  церкви  в  1480  году.

Обитель  несколько  раз  переходила  то  униатам,  то  базилианам,  потом  снова  православным,  ее  закрывали  и  восстанавливали  вновь.  В  революционное  лихолетье  монастырь  был  закрыт.  Борисо-Глебский  храм  был  возвращен  Православной  Церкви  в  1991  году.

Коложская  икона  Божией  Матери  во  время  первой  Мировой  войны  была  эвакуирована  вместе  с  другими  ценностями.  После  окончания  войны  она  не  вернулась  в  Гродно,  а  в  годы  революции  следы  ее  были  совершенно  утеряны,  и  все  попытки  найти  чудотворную  икону  оказались  безрезультатными.

Долгое  время  считалось,  что  копии  чудотворного  образа  не  сохранилось.  Но  вот  в  конце  2018  года  на  антикварном  аукционе  в  Германии  была  куплена  Коложская  икона  Божией  Матери  и  1  мая  2019  года  святыня  вернулась  в  Борисо-Глебскую  церковь  города  Гродно.

Некоторые  исследователи  полагают,  что  это  может  быть  список  с  чудотворной  иконы,  который  был  вручен  императору  Николаю  II  при  посещении  им  Гродно.  На  обратной  стороне  образа  сделана  запись  иконописца  монаха  Григория.  Так  или  иначе  святыня,  почитаемая  и  православными  и  католиками,  вернулась  на  свое  историческое  место.

Коложская икона Божией Матери

Иконография:  Иконографический  тип — Одигитрия.  Этот  образ  является  копией  Виленской  иконы  Божией  Матери.  В  описании  иконы,  составленном  в  19  веке,  Коложская  икона  Божией  Матери  по  характеру  живописи  относится  к  XVII  веку.  Образ  Пресвятой  Богородицы  с  Богомладенцем  на  левой  руке  написан  на  медной  пластине  размером  22 х 18  сантиметров.

Пластина  сия  вмонтирована  в  кипарисовую  доску  размером  40 х 35,5  сантиметров.  Архимандрит  Игнатий  (Кульчинский)  в  1738  году  упоминал  о  малом  размере  иконы,  не  больше  четверти  листа  бумаги.  Он  же  описывал  барочное  по  стилю  убранство  иконы,  согласное,  скорее  всего,  с  убранством  алтаря. 

Древняя  чудотворная  Коложская  икона  Божией  Матери  была  вставлена  в  серебряную,  местами  позолоченную,  ризу  с  большим  количеством  драгоценных  камней  (гранаты,  сердолики,  агаты)  и  привесками  из  золота  и  серебра,  изображавшими  исцеленные  части  тела  по  молитвам  перед  чудотворным  образом.

Эта  техника  изготовления  иконы  на  медной  пластине  во-первых  проясняет  время  ее  изготовления,  а  во-вторых  предположительное  место  изготовления.  Подобные  изображения  были  характерны  для  иконописной  мастерской  Киево-Печерской  Лавры  и  датируются  XVII — XVIII  веком.

В  2004  году  была  написана  копия  Коложской  иконы  Божией  Матери  для  Борисо-Глебской  церкви  на  основе  литографии  XIX  века  в  традициях  иконописной  техники  того  времени,  размер  образа  также  был  выдержан  по  размеру  первообраза.  Образ  в  среднике  окружают  разработанные  протоиереем  Александром  (Велисейчиком)  клейма  истории  и  чудес  от  чудотворной  иконы.

Коложская икона Божией Матери 

Молитвенная  традиция:  Пред  Коложской  иконой  Божией  Матери  молятся  об  исцелении  при  болезнях  опорно-двигательного  аппарата,  при  параличе,  слепоте,  при  одержимости  злыми  духами. 

Празднование:   В  1908  году  была  установлена  постоянная  дата  празднования  иконы — 24  мая,  если  это  число  будет  падать  на  воскресный  день,  при  несовпадении — в  ближайшее  воскресенье  после  этой  даты. 

В  давние  времена  это  было  великое  торжество.  В  1910  году  праздничное  богослужение  возглавил  архиепископ  Михаил  (Ермаков)  в  сослужении  35  священнослужителей  и  при  стечении  15 000  богомольцев.

СЛУЖБА ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ
РАДИ ЕЯ ЧУДОТВОРНЫЯ ИКОНЫ,
ИМЕНУЕМЫЯ «КОЛОЖСКАЯ»,
ЯЖЕ НА БЕЛОЙ РУСИ ВО ГРАДЕ ГРОДНО

ВЕЧЕР

На «ГОСПОДИ, ВОЗЗВАХ» стихиры, глас 1-й:

Подобен: Небесных чинов:


Небесныя силы радуются,/ преславно служаще чудней иконе Богоматере,/ и к веселию земныя духом призывают,/ покров и заступление Пречистыя Девы проповедуют — / граду нашему и всякому жительству благочестивых// твердое ограждение и защищение.

Твоему, Владычице, чудотворному образу/ со трепетом предстояще людие,/ яко Самей Ти сущей с нами,/ достодолжное поклонение приносят,/ истинную Богородицу// православно поюще Тя.

С преславными чинми ангельскими днесь,/ и со пророки, апостолы и евангелисты,/ со святители, мученики, преподобными и праведными,/ ликовствуем и вопием немолчно,/ прославляюще чудный Коложский образ Небесныя Царицы — / источник неоскудный исцелений/ на Белой Руси издревле явленный// и пределы Городенския напояющий присно.

Ины стихиры, глас тойже:

Подобен: Всехвальнии мученицы:

Престол огненный и Палата приукрашенная,/ Ты еси, Богородице Марие, пророки воспетая,/ Тайне Воплощения Сына Божия смиренно послужившая,/ великия благодати паче всех земнородных сподобилася еси,/ еяже причастники святыя иконы Твоя являеши,/ да нас окамененных сердцем и огрубевших духом/ на пути спасения наставиши// и ко умилению и благоговению призовеши.

Честную и чудотворную Твою икону,/ Пречистая Богоотроковице,/ издревле на Коложе даровала еси всем/ яко источник, источающ благодати присноживотныя воды./ Еяже ныне празднество светло совершаем,/ почитающе Тя, Заступницу наше усердную.

Святых мученик Бориса и Глеба,/ храм на Коложе днесь украсися,/ и вся земля Городенская торжествует,/ в нарочитом празднице иконы Богоматере,/ Яже есть Освящение наше и Поможение,/ Стена Нерушимая граду сему// и всем благочестивым Державный Покров.

Слава, и ныне, глас тойже:

Небесных чинов радование/ и всех земнородных веселие/ Ты еси, Богоотроковице Чистая,/ всея вселенныя Молебница и Предстательница,/ пред Богом за ны грешныя Ходатаица,/ Скоропослушная к смиренным прошением,/ печалей наших Утоление,/ скорбящих Радование,/ воистину, язык наш не довлеет,/ по достоянию Тя воспевати,/ обаче, Благая сущи, приими сия усердныя благохваления,/ пред Коложским образом возносимыя присно:/ «О Мати и Дево Благодатная,/ благословенна Ты в женах,/ и благословен Плод чрева Твоего — // Христос Спаситель мира Бог наш.

Вход. Прокимен дне. Чтения Богородицы обычныя.

Аще изволит настоятель пети литию, стихиры храма и сии самогласны:

Гпас 3-й:

Икона Твоя, Богородице, Коложская/ духовное сокровище воистину есть,/ во граде нашем явленное,/ и всех туне обогащающее,/ с верою и любовию Тебе поклоняющимся./ К нейже мы всегда прибегаем,/ моления сердечная приносяще,/ скорое утешение и помощь приемлем,/ непрестанно во умилении взывающе:// радуйся, ко спасению наша Благая Одигитрие.

Гпас 4-й:

Ныне всяк возраст и сословие/ о Тебе, Богородице, хвалится,/ святыя Твоея Коложския иконы торжество сотворяюще,/ и в веселии вопиет немолчно:/ Преблагословенная Владычице Марие,/ не отврати Лица Твоего от града сего/ и спаси благочестивыя// Твоими молитвами от всяких бед и зол.

Слава, и ныне, глас 5-й:

Приидите, людие,/ чудотворному Коложскому поклонимся Божия Матере образу,/ егоже дарова Владычице праотцем нашим/ яко залог спасительный Своего непрестаннаго попечения/ о граде сем и людех земли нашея,/ идеже яко звезды безчисленныя сияют многия святыя иконы,/ обильныя дары духовныя непрестанно точащия/ всем к заступлению Пречистыя Девы притекающим// и Богородицу и Матерь Света в песнех величающим.

На стиховне стихиры, глас 2-й:

О Всенепорочная Дево,/ что Ти благодарение принесем,/ яко чудотворным Своим образом Коложским/ присно нам во обстояниих пособствуеши,// от бед и напастей милостивно заступающи.

Стих: Помяну имя Твое/ во всяком роде и роде.

О Пресвятая Госпоже Богородице,/ призри и ныне на моления рабов Своих,/ пред Коложским образом благочестно воспевающих Твоя чудеса,/ и верно Ти — Первообразней — поклоняющихся.

Стих: Лицу Твоему помолятся/ богатии людстии.

Волнением житейским обуреваеми,/ не имамы тихаго пристанища,/ разве Тебе, Богородице Дево,/ на всяцем месте Тобою утешаеми,/ наипаче же пред Коложскою иконою мир и тишину обретаем.

Слава, и ныне, глас 8-й:

Приидите ныне, празднолюбцы,/ воспомянем труды святаго евангелиста Луки,/ перваго написавшаго образ Пречистыя Богородицы/ и принесшаго к Тебе, Невесте Неневестней,/ Ты же рекла еси со властию многою:/ с иконою сею Моя благодать и сила да будет./ Тожде обетование и со всяким образом пребывает,/ аще мы с верою к Богородице прибегаем,/ смиренное прошение и благодарение приносим,/ со архангельским гласом поюще:/ радуйся, Благодатная, Господь с Тобою,// и Тобою с нами всегда.

ТРОПАРЬ, глас 4-й

Днесь возсия Пренепорочныя Девы торжество/ ради чудотворныя Коложския иконы,/ в пределех славнаго места Городенскаго явленныя,/ издревле чудеса и милости безчисленныя зде точащия// всем прибегающим под Ея державный Покров.

 

НА УТРЕНИ

По 1-м стихословии седален, глас 3-й:

Аще бы умолчати восхотехом/ о милостех и чудесех Пречистыя Девы,/ камение возопило бы о них по всей вселенней,/ жестокосердие и малодушие человеческое обличая/ и всегдашнюю милость Царицы Небесныя// к нам, недостойным и грешным, являя.

По 2-м стихословии седален, глас 4-й:

Чудесы безчисленными, Владычице,/ Господь Твою икону Коложскую прослави,/ да нас в вере и благочестии укрепит,/ не ради тленнаго прибытка и наслаждения,/ но ради нетленнаго венца и Царствия Божия,/ егоже восхищают вси подвизающияся внити// путем смирения и покаяния.

По полиелеи седален, глас 6-й:

Мраку нощному огустевающу,/ звезды небесныя являют свет,/ тожде зрим не токмо телесными очима, но и духовне,/ аще в мире сем умножается злоба и беззаконие,/ но не оскудевает долготерпение Господа/ и преизобилует милость Пресвятыя Богородицы,/ чрез Ея святыя иконы нам являемая.

По 50-м псалме стихира, глас 6-й:

Припадающе образу Твоему Коложскому, Владычице,/ архиереев и священников собор,/ монахов сословие и вси люди,/ со благоговением покланяются и умиленно глаголют:/ приими молитвы наша, Мати Чадолюбивая,// и избави ны от всякия нужды и печали.

КОНДАК, глас 4-й:

Светом Евангелия Христова озаряеми, людие,/ достойно ублажим Пречистую Богородицу,/ пред Ея чудотворною иконою усердно вопиюще:/ радуйся, Мати и Дево,// христиан Похвало.

На хвалитех стихиры, глас 4-й:

Подобен: Дал ecu знамение:

Дал еси, Господи, Твою Матерь,/ Помощницу роду человеческому,/ яко Благ и Многомилостив,/ Еюже паче естества соделал еси знамение/ и первозданное наше исправил еси Божественное достоинство./ Темже, всечестное Тоя иконы совершающе торжество,/ воспеваем Иисуса Сына Божия,// со Отцем и Духом покланяемаго.

Град, почитающий Тя и по долгу славящий,/ ограждаеши, Всепетая,/ иконою Твоею чудотворною,/ от всякия беды и нестроения,/ и болезней тлетворных и пагубы,/ Дево Неискусобрачная,/ сего ради Тя присно восхваляем,/ Предстательницу нашу непостыдную.

Коложскую икону Твою, Премилосердная Владычице,/ даровала еси граду Твоему,/ в немже имя Твое прославляется,/ вера Христова и благочестие укрепляются,/ суеверия и ереси низлагаются,/ ангели ликовствуют и рыдают демони,/ мы же непрестанно Богородице вопием:/ радуйся, Благодатная, Господь с Тобою,// и Тобою с нами во веки.

Слава, и ныне, глас 8-й:

Подобен: О, преславнаго чудесе:

О, преславнаго чудесе!/ Источник исцелений нам издревле явися — / чудотворная Коложская Твоя икона, Богородице,/ юже во граде нашем и на Белой Руси Господь прослави,/ в знамение присущей Церкви Христовой благодати/ и в благословение правоверным./ Сию убо мы достодолжным поклонением чествуем/ и со умилением вопием Первообразней:/ утверди нас в вере и благочестии// и настави на пути спасения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *