Азовская икона Божией Матери

Азовская икона Божией Матери

Азовская  икона  Божией  Матери,  очень  почитаемая  казаками  и  жителями  Приазовья,  ныне  известная  во  всем  мире,  не  явленная  икона,  а  написанная  в  честь  победы  на  войне  на  Азовском  море,  поэтому  образ  и  получил  такое  названиие.  Называют  ее  еще  «Знамение  множества  мира»  и  «Азовская  Богоматерь».

Почитание  иконы  начинается  при  царевне  Софье  Алексеевне  со  времени  начала  русско-турецкой  войны  в  1686  году  под  предводительством  князя  В. В. Голицина.  История  появления  образа  до  сих  пор  является  объектом  пристального  внимания  историков,  искусствоведов,  исследователей  разного  уровня:  от  любителей  до  ученых.

Смело  можно  сказать,  что  Азовская  икона  Божией  Матери  имеет  большую  историко-мемориальную  и  музейно-коллекционную  ценность,  обладает  глубоким  историко-богословским  смыслом  и  представляет  при  этом  большой  научный  интерес.  Через  аллегории  и  символы  образ  не  только  воссоздает  историю,  но  и  зримо  показывает  смысл  существования  России  как  страны,  сдерживающей  зло.

Настоятель  Полкового  храма  Азовской  иконы  Божией  Матери,  открытого  в  городе  Азове  в  2007  году  в  память  365-летия  Азовского  осадного  сидения  Донских  казаков,  Александр  Анатольевич  Мирошниченко  провел  собственное  исследование  и  установил,  что  образ  существует  как  минимум  в  8  вариантах.

История  образа:  В 1696  году,  после победы  под  Азовым,  Ильинско-Черниговская  икона  Божией  Матери,  в  нижней  части  которой  было  помещено  изображение  Азовской  иконы,  была  преподнесена  настоятелем  Болдинского  Троице-Ильинского  монастыря  в  Чернигове  архимандритом  Лаврентием  (Крщановичем)  с  братией  императору  Петру I.  Этот  факт  свидетельствует  о  том,  что  Азовская  икона  Божией  Матери  имеет  более  раннее  происхождение.

Список Азовской иконы

Эта  Азовская  икона  Божией  Матери  ныне  хранится  в  Музее  истории  религии  Санкт-Петербурга.  Другая  Азовская  икона  Божией  Матери  того  же  времени  и  подобной  иконографии  хранится  в  Государственной  Третьяковской  галерее,  с  которой  по  благословению  главы  Донской  митрополии,  трудами  иконописного  отделения  Донской  Духовной  семинарии,  к  годовщине  празднования  350-летия  императора  Петра I  был  изготовлен  точный  список. 

11  января  2022  года  в  Ростовском  кафедральном  соборе  митрополит  Ростовский  и  Новочеркасский  Меркурий  совершил  освящение  списка  Азовской  иконы  Божией  Матери,  которая  впервые  была  представлена,  как  центр  духовной  части  композиции,  на  выставке  «Дон  Православный»,  состоявшейся  12-17  января  20022  года  в  Ростове-на-Дону.

Появлению  образа  предшествовало  явление  Пресвятой  Богородицы  донским  казакам  во  время  осады  крепости  Азов  турками  в  1641  году.  24  июня  1641  года  огромная  турецкая  армия,  насчитывавшая  вместе с  флотом  более  300  тысяч  воинов,  наемников  из  других  стран,  разного  рода  высококлассных  военных  специалистов,  инженеров,  а  также  снабженная  мощной  артиллерией,  подступила  к  Азову,  взяв  его  в  кольцо.

Защитников  крепости  было  чуть  больше  5000,  включая  женщин  и  детей.  Турки  рассчитывали  на  скорую  победу.  Эта  осада  и  состоявшиеся  здесь  сражения  вошли  в  анналы  мировой  истории  как  единственный  случай  с  подобным  соотношением  сил,  не  повторившийся  в  мире  более  никогда.  Трезво  оценивая  неравенство  сил,  казаки  возложили  все  свое  упование  на  Господа,  Божию  Матерь  и  святых.

Они  наложили  на  себя  пост,  чистоту  душевную  и  телесную,  слезно  молились  Богу,  Пресвятой  Богородице,  святитетелю Николаю  Чудотворцу  и  Крестителю  Господнему  Иоанну  Предтечесвятым  угодникам  Божиим,  весь  период  осады,  продолжавшейся  четыре  месяца.  Горстка  казаков  отбила  24  приступа  неприятеля.  Мины  и  артиллерия  разрушили  стены  крепости.  Все,  что  могло  гореть,  сгорело.  Но  защитники  крепости  не  сдавались.  

 В  разбитый  и  обескровленный  Азов  турки  отправили  предложение  о  выплате  каждому  защитнику  огромного  по  тем  временам  денежного  вознаграждения  за  сдачу  практически  пустого  места,  ведь  от  крепости  уже  ничего  не  осталось,  и  держалась  она  только  духом  единым.  Казаки  ответили  отказом.

На  следущее  утро  307  оставшихся,  израненных,  обожженных,  чуть  живых,  защитников  крепости  вышли  в  поле,  чтобы  принять  последний  бой.  И…  победили (!!!).  Ночью  в  сентябре  1641  года  потрепанные  полчища  врага  с  позором  и  страхом  бежали  от  стен  разрушенной  крепости.

По  рассказам  турков,  очевидцев  того  сражения,  видели  они  огромную  черную  тучу,  идущую  со  стороны  Московии, «а по той тучи вышла Дева, а с нею множество прекрасных избранных юношей»,  а  впереди  был  воин  в  ратной  одежде  с  мечом  на  коне.  Так  вступились  за  православных  христиан  Силы  Небесные.  Позор  этого  поражения  турки  переживали  очень  тяжело.  Под  страхом  смерти  жителям  Стамбула  было  запрещено  даже  упоминать  слово  «Азов».

В  честь  этого  события  или  более  поздних — взятия  турецкой  крепости  Кызыкермен  в  первом  Азовском  походе  или  взятия  Азова  в  1695  году — и  была  написана  Азовская  икона  Божией  Матери.  Мнения  ученых  и  исследователей  по  этому  вопросу  расходятся.

Азовская икона Божией Матери

Иконография:  Существует  два  вида  иконографии  образа:  изображение  Богоматери  ростовое  и  поясное. Особенность  иконографии — изображение  Богоматери  с  Младенцем  на  фоне  двуглавого  орла,  увенчанного  тремя  царскими  венцами.  В  одной  лапе  двуглавый  орел  держит  меч  (на иных — скипетр,  символ  государственности)  и  масличную  ветвь  (эмблема  войны  и  мира),  в  другой — державу,  изображенную  как  ключ  от  Азова,  и  кедр.

 Наверху,  в  окружении  Ангельских  сил,  Бог  Саваоф  и  Святой  Дух  в  виде  голубя.  В  молитвенном  предстоянии  изображены  святые  Антоний,  Феодосий  и  Алипий  Печерские,  Моисей  Угрин,  Прохор,  Марк;  ниже — конный  воин,  побивающий  копьем  змия,  а  также  изображение  пеших  и  конных  воинов;  на  нижнем  поле  помещены  вирши.

В  левом  нижнем  углу  изображен  Азов  с  цитатой  о  Вавилоне,  а  в  правом  нижнем  углу — Кызыкермен  с  цитатой  о  Копернауме.  Взятие  Азовской  крепости  российскими  войсками,  воодушевленными  присутствием  самого  Императора  Петра I,  в  1696  году  имело  для  России  большое  значение,  так  как  открывало  России  выход  в  Азовское,  а  в  дальнейшем  и  Черное  море,  что  положило  начало  к  созданию  русского  флота.

Азовская  икона  Божией  Матери  является  выдающимся  памятником,  отразившим  важную  веху  Петровской  эпохи  в  отечественной  истории,  а  также  ярко  и  живо  засвидетельствовавшим  дух  того  времени.  Особой  службы  иконе  составлено  не  было.

Празднование:  26  сентября  /  9  октября

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *