Миро

Миро

Миро — это  благовонное  масло,  благовоние.  Слово  это  употребляется  в  трех  разных  значениях,  обозначая  разные  вещества.  В  первом  своем  значении  оно  подразумевает  ароматное  вещество,  представляющее  из  себя  смесь  разных  благовонных  веществ.  Продается  в  иконных  лавках  в  небольших  флаконах,  как  правило,  с шариком  под  пробкой  для  удобства  нанесения.

Благовоние  Миро

 

Второе — это  святое  миро — особая  ароматическая  смесь  растительных  масел,  душистых  трав  и  благовонных  смол  (всего — до  50  веществ),  используемая  в  Православии  для  совершения  определенных  священнодействий.  И  наконец,  чудотворное  миро — вещество  мироточения,  то  есть  чудесным  образом  выделяемые  капельки  жидкости  на  чудотворных  иконах.

В  современной  церковной  практике  святое  миро  используется  для  совершения  таинства  миропомазания,  а  также  для  освящения  храмов  и  антиминсов  (прямоугольный  плат  из  шелка  или  льна  с  иконой  Положения  Спасителя  во  гроб  и  зашитой  в  нем  частицей  святого  православного  мученика.  Используется  при  совершении  Божественной  литургии).

Установление  таинства  миропомазания  восходит  к  апостольским  временам,  а  о  миро  впервые  упоминается  в  Библии  в  книге  «Исход»  (Исх.  30 : 22-25).  В  Православной  Церкви  миропомазание  совершает  священник,  сообщая  при  этом  новым  членам  Церкви  благодать  Духа  Святого,  а  само  миро  имеет  право  приготовлять  только  глава  автокефальной  Церкви  (Патриарх,  митрополит).

Патриарх  Московский  и  всея  Руси  совершает  чин  мироварения  обычно  раз  в  два  года,  затем  освященное  миро  рассылается  на  приходы.  Благословляет  начало  чина  Предстоятель  Русской  Православной  Церкви.  В  среду  Крестопоклонной  седмицы  Великого  поста  учиненный  епископ  совершает  водосвятный  молебен  и  освящение  приготовленных  для  мироварения  веществ.

Затем  благовония  вместе  с  елеем  смешиваются  и  настаиваются  в  течение  следующих  двух  седмиц.  Чин  мироварения  совершается  на  Страстной  седмице  в  Малом  соборе  Донского  монастыря.  В  Великий  понедельник  Патриарх  совершает  молитвы  на  начало  мироварения  и  разжигает  огонь  в  печи  с  котлом  в  350  литров. 

Печь  для  мироварения
Печь для мироварения

В  этот  день  миро  доводят  до  кипения  и  потом  варят  его  на  малом  огне,  постоянно  помешивая,  три  дня:  Великий  понедельник  до  вечера,  весь  Великий  вторник  и  утро  Великой  среды.  Все  это  время  священники  читают  непрерывно  Святое  Евангелие,  а  диаконы  помешивают  миро  веслами.  В  Великую  среду  в  приготовляемое  миро  кладут  ароматы  и  разливают  его  в  12  сосудов  по  числу  апостолов  Христовых.

Мироварение

Освящение  миро  совершается  Патриархом  в  Великий  четверг  за  Божественной  литургией  в  храме  Христа  Спасителя  после  Евхаристического  канона  при  открытых  Царских  вратах.  В  Крестовом  храме  хранится  сосуд,  алавастр,  с  уже  освященным  миром  с  апостольских  времен.

Существует  предание,  что  алавастр  для  хранения  миро  был  прислан  из  Греции  во  время  крещения  Руси,  а  затем  перевезен  из  Киева  в  Москву.  

Алавастр

Перед  чтением  часов  Патриарх  со  всем  духовенством  идет  в  мироварную  палату  за  приготовленными  сосудами  с  миром.  Священники  торжественно  несут  их  в  соборный  алтарь,  где  ставят  их  вокруг  жертвенника.  Это  торжественное  перенесение  двенадцати  сосудов  совершается  на  великом  входе  перед  Святыми  Дарами,  ибо  подобно  им  оно  должно  быть  освящено  на  престоле.

освящение  Миро

При  освящении  нового  мира  Патриарх  добавляет  в  каждый  сосуд  из  алавастра  освященного  древнего  мира,  а  затем  доливает  в  него  новоосвященное  миро,  чтобы  алавастр  был  всегда  полон.  Патриарх  тожественно  читает  полагающиеся  молитвы,  по  возглашении  славы  Пресвятой  Троице  он  трижды  осеняет  каждый  сосуд  крестом.

Святое  миро,  разливаясь  по  всей  Церкви  из  одного  благодатного  источника,  содержит  ее  в  неразрывном  союзе  мира  печатью  Имени  Христова,  в  залог  общего  спасения  во  едином  Господе  Иисусе  Христе.       

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *