Таинство миропомазания совершается одновременно с Таинством Крещения. Это такое таинство, при котором человек, возрожденный через Таинство крещения, при помазании частей тела святым миром получает дары Духа Святого.
Эти бесценные дары будут взращивать и укреплять крещенного человека в духовной жизни всю оставшуюся жизнь. Хотя Таинство миропомазания в Православной Церкви совершается одновременно с Таинством крещения, так что некоторые действия и обряды относятся частью к миропомазанию, частью к крещению, их нельзя путать одно с другим.
В Таинстве крещения человеку дается новая духовная жизнь и как плотское рождение — возможность существовать. Таинство миропомазания дает человеку благодатные силы, которые необходимы для развития и укрепления новой духовной жизни, дарованной крещением.
Таинство миропомазания совершается тотчас после погружения в купель. Священник читает молитву, в которой благодарит Господа за очищение, освящение и рождение от воды и Духа нового члена Церкви и просит дать через миропомазание печать дара Духа Святого. Эта печать Господня охраняет нас и защищает.
Миро представляет собой соединение нескольких ароматических жидкостей, смешанных с душистыми веществами, благовониями. В состав миро входит благоуханная смола тернистого кустарника бальзамодендрон, растущего в Африке и на Аравийском полуострове.
Эта смола называется мирра. Греки, египтяне, римляне, иудеи с древних времен использовали смолу мирра в медицине. Среди даров, которые волхвы принесли новорожденному Христу (Рождество Христово), была мирра, или смирна, в знак будущих страданий и крестной смерти.
Не следует также путать миро с благовонной жидкостью, источаемой чудотворными иконами, которая имеет такое же название, но является нерукотворной, появляется чудесным необъяснимым образом, и обладает мощной целительной силой.
Правом приготовления миро обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит). Чин мироварения начинается в Великий понедельник Страстной седмицы. Святейший Патриарх совершает молитвы на начало мироварения.
Освящается миро исключительно епископами за Литургией в четверг на Страстной неделе. В России миро заготовляется в Москве и в Киеве и рассылается по всем русским Православным храмам.
Миро варят из чистого елея (оливкового масла высшего качества) с добавлением белого виноградного вина, чтобы миро не пригорало. В него входит порядка сорока разных веществ, в том числе смола мирра.
В Великий понедельник миро доводят до кипения и варят на медленном огне три дня. Чин мироварения совершает Святейший Патриарх раз в два года в Малом соборе Донского монастыря. В Великий четверг после Божественной Литургии в храме Христа Спасителя оно освящается.
В Крестовом храме имеется особый сосуд, алавастр, в котором содержится миро, освященное с апостольских времен. Немного этого драгоценного мира Святейший Патриарх добавляет в новоприготовленное миро и пополняет сосуд новосвященным миром.
Таинство миропомазания не повторяется над христианами. При короновании российские цари и царицы помазывались святым миром не в смысле повторения этого Таинства. Это делалось для того, чтобы сообщить им сугубую благодать Святого Духа, потребную им для прохождения чрезвычайно важного царского служения Отечеству и Церкви Православной. Миро также используется при освящении новых престолов в храмах.