Нарвская икона Божией Матери

Наврская  икона  Божией  Матери

Наврская  икона  Божией  Матери  ознаменовала  себя  чудотворениями  и  прославилась  повсеместно  в  далеком  1558  году,  когда  русские  войска  во  время  Ливонской  войны  осаждали  город  Нарву.

История  образа:  Случилось  так,  что  пьяные  немцы  в  осажденной  Нарве  нашли  в  одном  из  домов,  в  котором  когда-то  жили  русские  купцы,  икону  Богоматери  с  Предвечным  Младенцем  на  руках.

Хозяин  дома  вместе  с  нетрезвыми  гостями  начали  глумиться  над  иконой,  а  затем  решили  сжечь  ее  в  очаге,  над  которым  варилось  пиво.  Икона  была  брошена  в  огонь.  Но  пламя,  обойдя  икону,  перекинулось  на  крышу  дома.

В  тихий  безветренный  день,  вдруг  ни  с  того  ни  с  сего  поднялась  сильная  буря.  Ветер  раздувал  пламя,  перебрасывая  его  с  одного  дома  на  другой,  и  вскоре  весь  город  охватил  ужасный  огненный  поток.

Растерявшиеся,  обезумевшие  немцы  метались  в  пожаре.  Немецкое  войско,  находившееся  близ  Нарвы,  по  непонятной  причине,  впало  в  оцепенение.  Пользуясь  их  смятением  и  поспешным  отступлением  из  города  войск  Ливонского  ордена,  русские  войска  совершили  приступ  к  городу  и  взяли  его.

Когда  пожар  утих,  и  город  был  полностью  очищен  от  немцев,  русские  нашли  в  пепле  две  иконы — икону  Пресвятой  Богородицы,  прозванную  с  той  поры  «Нарвская  икона  Божией  Матери»,  и  икону  святителя  Николая  Чудотворца.

Оба  святых  образа  сохранились  совершенно  невредимыми,  они  нисколько  не  пострадали  от  огня.  Икона  святителя  Николая  Чудотворца  пребывает  ныне  в  Воскресенском  кафедральном  соборе  города  Нарвы  ( Эстонская  Православная  Церковь  Московского  Патриархата ).

Благочестивый  царь  Иоанн  Васильевич,  узнав  о  чудесных  обстоятельствах  взятия  города,  повелел  новгородскому  архиепископу  препроводить  чудотворные  иконы  в  Москву.  Было  назначено  представительное  посольство,  в  состав  которого  вошли  архимандрит  Новгородского  Юрьева  монастыря  Варфоломей,  игумен  Псково-Печерского  монастыря  святой  Корнилий  и  протопоп  Троицкого  Псковского  собора.

Нарвская  икона  Божией  Матери  и  икона  святого  Николая  Чудотворца,  обойдя  крестным  ходом  город  Нарву,  были  торжественно,  в  сопровождении  священства,  отправлены  в  Москву,  где  встречены  в  канун  праздника  Успения  Пресвятой  Богородицы  большим  скоплением  народа  у  Пятницы  Ржевской.

В  этот  день  и  было  установлено  празднование  Нарвской  иконы  Божией  Матери.  После  благоговейного  поклонения  в  Москве  чудотворные  образы  были  отправлены  в  русскую  крепость  Ивангород  и  поставлены  в  Успенской  церкви,  а  после  ее  закрытия — в храме  Иверской  монашеской  общины.

Нарвская  икона  Божией  Матери  находилась  в  Ивангородской  Успенской  церкви  до  1940  года.  Во  время  эвакуации  святая  икона  бесследно  исчезла,  и  все  предпринятые  меры  по  ее  поиску  не  дали  результатов.  В  настоящее  время  в  Нарвском  Воскресенском  соборе  находится  чтимый  список  образа.  

Царь  Иоанн  Васильевич  намеревался  построить  в  городе  Нарва  церковь  в  честь  Нарвской  иконы  Божией  Матери.  Это  намерение  исполнили  потомки.  В  2004  году  в  Нарве  на  улице  Раквере  был  построен  храм  в  честь  Нарвской  иконы  Божией  Матери.

Иконография:  Иконографический  тип — Одигитрия.  Считается,  что  это  один  их  списков  Тихвинской  иконы.  Нарвская  икона  Божией  Матери  еще  называется  Нарвской  Одигитрией.

Особенность  этого  образа  в  строгом  лике  Богоматери  и  пурпурном  царственном  хитоне  Богомладенца,  благословляющего  правой  рукой,  а  в  левой  держащего  свиток.

Нарвская  икона  Божией  Матери  была  вставлена  в  1684  году  в  красивый  кивот,  на  котором  была  сделана  запись,  упоминаемая  в  книге  «Лавры,  монастыри  и  храмы  Святой  Руси»  ( Санкт-Петербург,  1908 год ):

«7192  ( то  есть  1684  год  от  Рождества  Христова )  мая  13  дня  написан  сей  кивот  к  образу  Одигитрии  Богородицы  Тихвинская,  повелением  Ивангородца  Ругодивского  ( нарвского )  жителя  Герасима  Кондратева,  сына  Нечаева,  православным  христианам  на  поклонение,  а  родителям  своим  на  повиновение  и  церкви.  А  писал  многогрешный  изограф  Гри  Ваен  Шандин.»

Молитвенная  традиция:  Перед  Нарвской  иконой  Божией  Матери  молятся  о  сохранении  Отечества  от  иноземного  нашествия,  о  помощи  заблудшим  и  потерявшим  цель  в  жизни.

Празднование:  14  /  27  августа.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *