Икона Успения Пресвятой Богородицы

Икона Успения Пресвятой Богородицы

Икона  Успения  Пресвятой  Богородицы — одна  из  наиболее  любимых  и  почитаемых  икон  на  Руси.  Многочисленные  иконы  Успения  прославились  чудотворениями  по  всей  нашей  стране  и  далеко  за  ее  пределами :  Киево — Печерская,  ПюхтицкаяПсково — ПечерскаяСемигородная,  Андриановская,  Ростовская.

На  Руси  нет  храма,  в  котором  бы  не  было  иконы  Успения  Пресвятой  Богородицы,  в  честь  праздника  Успения  Божией  Матери  названы  храмы  и  монастыри.  Достоверные  сведения  об  истории  праздника  Успения  начинаются  лишь  с  конца  VI  века.  Принято  считать,  что  он  установлен  при  византийском  императоре  Маврикии  (592-602  гг).

Праздник  Успения  Пресвятой  Богородицы —  светлый  и  радостный  для  каждого  христианина.  В  день  блаженной  кончины  Божией  Матери  все  человечество  обрело  Молитвенницу  и  Небесную  Заступницу,  Ходатаицу  перед  Господом.  Значение  этого  великого  торжества  определяется  церковным  уставом.

Этот  Богородичный  праздник  имеет  не  четыре  обычных  дня  попразднства,  а  восемь,  столько  же,  сколько  один  из  величайших  господских  праздников — Крещение.  Отмечаемому  событию  предшествует  строгий  пост,  по  степени  воздержания  занимающий  первое  место  после  Великого  поста.

Иконография:  Иконография  праздника  и  иконы  Успения Пресвятой  Богородицы  определяется  богослужебными  текстами,  свидетельствами  святителей  Дионисия  Ареопогита  и  Игнатия  Богоносца  и,  в  значительной  степени,  «Словом  на  Успение  Богоматери»,  приписываемому  святому  Иоанну  Богослову.

Согласно  этим  источникам,  Пресвятая  Дева  до  старости  находилась  в  доме  святого  евангелиста  Иоанна  Богослова.  Когда  Богородице  исполнилось  72  года,  Ей  явился  Архангел  Гавриил  и  возвестил  о  скором  переселении  в  жизнь  Небесную.

По  молитве  Богородицы    Господь  чудесным  образом  перенес  в  дом  Иоанна  всех  апостолов,  которые  стали  усердно  молиться  у  ложа  Пресвятой  Девы.  Ночью  заблистал  ослепительный  свет,  и  сам  Христос  в  окружении  Ангелов  и  Архангелов  снизошел  с  небес  и  принял  святую  и  непорочную  душу  Богородицы.

Погребение  Божией  Матери  состоялось  в  Гефсиманском  саду.  Иудейский  священник  Афония,  посланный  книжниками  и  фарисеями,  должен  был  осквернить  тело  Пречистой  Девы,  но,  когда  он  попытался  опрокинуть  одр,  явился  Ангел  и  отсек  священнику  руки.  Раскаявшийся  и  уверовавший  в  святость  и  непорочность  Девы  Богородицы  Афония  стал  творить  молитву  Пречистой  и  получил  исцеление.

Следует  отметить,  что  икона  Успения  Пресвятой  Богородицы  довольно  поздняя,  ее  каноническая  композиция  датируется  примерно  IX  веком  и  относится  к  эпохе,  когда  Церковь  преодолела  основные  ереси  и  окончательно  зафиксировала  самые  важные  богословские  положения.

Именно  во  времена  после  иконоборчества  окончательно  сформировались  и  сам  праздник  Успения,  и  его  отображение  в  христианской  живописи.  Самые  ранние  изображения  Успения  были  лаконичными  и  малофигурными,  хотя  и  имели  черты  уже  сложившейся  иконографии.  Существующие  ныне  изводы  иконы  праздника  отличаются  друг  от  друга  только  количеством  деталей  и  фигур.

Праздник Успения Божией Матери
Икона Успения Пресвятой Богородицы XIV век

Примерно  к  XIII  веку  сложилось  окончательное  сюжетное  решение  иконы.  С  тех  пор  оно  практически  не  менялось.  Правда  на  Западе  светские  художники  пытались  предложить  варианты  своего  видения  Успения,  но  в  канонической  иконописи  они  не  прижились.

В  центре  иконы  Успения  Пресвятой  Богородицы — одр  с  лежащей  Богоматерью.  Слева  и  справа  от  одра  изображены  апостолы,  святители  Дионисий  и  Игнатий,  и  плачущие  жены.  Перед  одром — горящая  свеча.  В  центре  иконы  за  ложем  Богородицы,  фигура  Спасителя.

В  руках  Его  маленькая  спеленутая  фигурка,  представляющая  собой  непорочную  душу  Богородицы.  Сама  фигура  Спасителя  окружена  миндалевидной  мандорлой  (символ  Божественного  сияния ),  вокруг  которой  изображены  ангелы.  В  верхней  части  иконы  на  фоне  неба  изображают  апостолов,  переносимых  к  одру  Богоматери.

Одр,  на  котором  покоится  тело  Пречистой  Девы  покрыт,  как  правило,  багряной  тканью.  Это  не  случайно:  багрянец  всегда  был  атрибутом  императорской  власти,  и  применение  этого  оттенка  в  случае  с  Пресвятой  Богородицей  указывает  на  Ее  царское  достоинство  как  Владычици  и  Царицы  Небесной.

Эту  же  роль  играют  и  пурпурные  сандалии  на  ногах  Девы  Марии — такую  обувь  могли  носить  только  императоры  Византии.  В  Европе  привыкли  к  другим  атрибутам  царской  власти,  но  в  любом  случае  всегда  подчеркивалась  идея  того,  что  Пресвятая  Богородица  обладает  честью  несравненно  высшей,  чем  у  самых  могущественных  царей.

Успение  Богоматери,  как  и  Воскресение  Христово,  символизировало  попрание  смерти  и  воскрешение  к  жизни  будущего  века.  Образы  Успения  имеют  сложное  литургическое  толкование.  Так,  ложе  с  телом  Богоматери  наглядно  уподобляется  престолу  в  храме,  а  расположение  апостолов  двумя  группами,  возглавляемыми  Петром  и  Павлом,  по  сторонам  от  него — их  присутствию  на  евхаристии  и  причащению  под  двумя  видами.

Такие  изводы  являются  наиболее  полными  по  содержанию,  они  торжественны  по  своей  сути  и  передают  не  столько  скорбь  успения,  сколько  торжество  рождения  души  в  жизнь  вечную.

Икона Успения Пресвятой Богородицы
Икона Успения Пресвятой Богородицы XVI век

Празднование:  15  /  28  августа

Из  книги  «Чудотворные  иконы  Пресвятой  Богородицы». Автор-составитель  С. Алексеев.  «Библиополис»,  2012 год.

Один комментарий для “Икона Успения Пресвятой Богородицы”

  1. Уведомление: Успение Пресвятой Богородицы. | ПРАВОСЛАВНЫЙ МАГАЗИН "ВОЗДВИЖЕНИЕ"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *