Православные иконы.

Православные иконы


Православные иконы
Икона Спасителя

Православные  иконы  сопровождают  нас  с  рождения.  Мы  видим  их  дома  и  в  храме.  Церковь  и  иконы  Спасителя,  Божией  Матери,  святых  в  нашем  понимании  не  разделимы.  Хорошо  об  этом  рассказывается  в  статье  протоиерея  Дионисия  Свечникова  «Икона — в   Церкви   и   в  доме».

Слово  «икона»  греческого  происхождения  и  означает —  «образ»,  «портрет».  В  период  формирования  христианского  искусства  в  Византии  этим  словом  обозначалось  всякое  изображение  Спасителя,  Богоматери,  Святого,  ангела  или  события  в  Священной  истории.  Теперь  слово  «икона»  применяется  по  преимуществу  к  моленной  иконе.

Православная  церковь  утверждает  и  учит,  что  православная  икона , священный  образ  есть  следствие  Боговоплощения  и  потому  внутренне  присущ  христианству.  Согласно  учению  о  Боговоплощении  христианство  есть  Откровение  не  только  Слова  Божия,  но  и  Образа  Божия,  явленного  Богочеловеком  Иисусом  Христом.

Основные  образа,  занимающие  центральное  положение  в  нашем  богослужении:  образ  Спасителя — Бога,  ставшего  Человеком,  и  образ  Пресвятой  Богородицы —  первого  человеческого  существа,  достигшего  полного  обожения.  Поэтому  и  первые  иконы,  появившиеся  одновременно  с  христианством,  суть  иконы  Христа  и  Богоматери.

Предание  утверждает  существование  иконы  Спасителя  еще  при  Его  жизни   и  икон  Божией  Матери,  появившихся  после  Пятидесятницы.  На  этих  двух  образах  Церковь  основывает  всю  свою  иконографию.

Первая  икона  Спасителя,  появившаяся  при  Его  земной  жизни —  это  образ, который  мы  знаем  под  названием  Нерукотворный  Спас.  История  этого  образа  кратко  сводится  к  следующему:  Эдесский  царь  Авгарь,  больной  проказой,  послал  ко  Христу  своего  архивария — художника,  прося  Христа  прийти  в  Эдессу  и  исцелить  его.

Христос,  видя,  что  архиварий  хочет  написать  Его  портрет,  умылся,  вытер  Свой  лик  платом,  и  на  этом  плате  отпечатался  Его  образ.

Получив  плат,  Авгарь  исцелился.  Это  сильно  подействовало  на  распространение  христианства  среди  жителей  Эдессы.  Что  же  касается   самого  плата  с  запечатленным  на  нем  образом  лика  Христова,  то  он  долго  хранился  в  Эдессе  как  драгоценнейшее   сокровище  города.

Если  икона  Христова — основа  христианского  образотворчества —  передает  черты  Бога,  ставшего  Человеком,  то  в  иконе  Богоматери  мы  имеем  образ  первого  человека,  осуществившего  цель  воплощения, — обожение  человека.

Православная  церковь  утверждает  кровную  связь  Богоматери  с  падшим  человечеством,  несущим  последствия  первородного  греха;  она  не  выделяет  Ее  из  потомства  Адамова.  Но  вместе  с  тем  Ее  исключительное  достоинство  Матери  Божией,  Ее  личное  совершенство,  высшая  степень  достигнутой  Ею  святости  объясняют  исключительное  ее  почитание.

Из  всего рода   человеческого  Она  первая  достигла  той  цели,  которая  поставлена  перед  всеми  людьми, — полного  преображения  всего  человеческого  естества.

Поэтому  и  иконы  Ее  занимают  у  нас  особенно  значительное  место:  в  храме  и  богослужении  их  место  —  наряду  с  иконами  Спасителя.  Более  подробно  о  чудотворных  иконах  Божией  Матери  в  статье  Чудотворные иконы Божией Матери .

Один комментарий для “Православные иконы”

  1. Уведомление: чудотворные иконы Матери Божией | ПРАВОСЛАВНЫЙ МАГАЗИН "ВОЗДВИЖЕНИЕ"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *