Перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа

Перенесение Нерукотворного Образа  Иисуса  Христа

Перенесение  Нерукотворного  образа  Иисуса  Христа  из  Едессы  в  Константинополь,  так  называемый  в  народе  Ореховый  Спас  или  Третий  Спас,  празднуется  16  августа.

Произошло  перенесение  Нерукотворного  образа  в  944  году.   Во  времена  проповеди  Спасителя,  как  гласит  предание,  в  сирийском  городе  Едессе  правил  Авгарь.  Он  был  поражен  по  всему  телу  проказой.

Слух  о  великих  чудесах,  творимых  Господом,  распространился  по  Сирии  (Мф. 4:24)  и  дошел  до  Авгаря.  Не  видя  Спасителя,  Авгарь  уверовал  в  Него  как  в  Сына  Божия  и  написал  письмо  с  просьбой  прийти  и  исцелить  его.

С  этим  письмом  он  послал  в  Палестину  своего  живописца  Ананию,  поручив  ему  написать  изображение  Божественного  Учителя.  Анания  пришел  в  Иерусалим  и  увидел  Господа,  окруженного  народом.

Он  не  мог  подойти  к  Нему  из-за  большого  стечения  людей.  Он  встал  на  высоком  камне  и  попытался  издали  написать  образ  Господа  Иисуса  Христа,  но  это  ему  никак  не  удавалось.  Спаситель  Сам  подозвал  его,  назвав  по  имени.

Он  передал  Авгарю  письмо  с  обещанием  прислать  к  нему  Своего  ученика  для  исцеления  от  проказы  и  наставления  ко  спасению.  Затем  Господь  попросил  принести  воду  и  убрус  (полотенце),  умыл  Свой  лик  и  отер  Его  полотенцем.

На  убрусе  отпечатался  Его  Божественный  Лик.  Убрус  и  письмо  Он  отдал  Анании.  Тот  принес  все  это  Авгарю.  С  благоговением  принял  Авгарь  святыню  и  получил  исцеление.  Лишь  малая  толика  следов  страшной  болезни  осталась  на  его  лице  до  прихода  ученика  Господа.

Им  был  апостол  из  семидесяти  святой  Фаддей,  который  проповедовал  Евангелие  и  крестил  уверовавших  жителей  Едессы.  Авгарь  первым  принял  святое  Крещение.   

Написав  на  Нерукотворном  Образе  слова:  «Христе  Боже,  всякий,  уповая  на  Тебя  не  постыдится»,  Авгарь  украсил  его  и  установил  в  нише  над  городскими  воротами.  Много  лет  жители  хранили  благочестивый  обычай  поклоняться  Нерукотворному  Образу,  проходя  через  ворота.

Но  один  из  правнуков  Авгаря,  правивший  Едессой,  впал  в  идолопоклонство.  Он  решил  снять  Образ  с  городской  стены.  Господь  повелел  в  видении  Едесскому  епископу  скрыть  Его  изображение.

Епископ  ночью  зажег  перед  Образом  лампаду,  заложил  глиняной  доской,  а  затем  кирпичами.  Прошло  много  лет,  и  жители  забыли  о  святыне.  Но  вот,  когда  персидский  царь  Хозрой  I  осадил  Едессу  и  положение  города  казалось  безнадежным,  епископу  Евлавию  явилась  Пресвятая  Богородица  и  напомнила  о  святыне.

Разобрав  нишу,  епископ  увидел  Нерукотворный  Образ.  Перед  ним  горела  лампада,  а  на  глиняной  доске,  закрывавшей  нишу,  было  подобное  же  изображение.  После  совершения  крестного  хода  с  Нерукотворным  Образом  персидское  войско  отступило.

В  630  году  Едессой  завладели  арабы.  В  944  году  император  Константин  Багрянородный  (912-959 годы)  пожелал  перенести  Нерукотворный  Образ  в  тогдашнюю  столицу  Православия  и  выкупил  его  у  эмира,  правителя  города.

С  великими  почестями  Нерукотворный  Образ  Спасителя  и  то  письмо,  что  Он  написал  Авгарю,  были  перенесены  духовенством  в  Константинополь.  16  сентября  Образ  Спасителя  был  поставлен  в  Фаросской  церкви  Пресвятой  Богородицы.

Это  событие  послужило  началом  праздника — Перенесение  Нерукотворного  Образа  Иисуса  Христа.  У  тех,  кто  видел  Нерукотворный  Образ  Господень,  он  невольно  вызывал  благоговение.

В  иконе  поражали  глаза  Спасителя,  живые,  блестящие,  они  пронизывали  каждого,  приближающегося  к  Образу.  Никаким  мастерством  нельзя  было  достигнуть  такого  эффекта.

О  последующей  судьбе  Нерукотворного  Образа  существует  несколько  преданий.  По  одному  из  них,  его  похитили  крестоносцы,  но  их  корабль  затонул  в  Мраморном  море.  По  другим  преданиям  Образ  был  передан  в  Геную,  где  хранится  в  монастыре  в  честь  апостола  Варфоломея.

Известно,  что  Нерукотворный  Образ  неоднократно  давал  с  себя  точные  отпечатки.  Возможно,  что  разность  преданий  о  первоначальном  Нерукотворном  Образе  основывается  на  существовании  нескольких  точных  отпечатков.

Перенесение  Нерукотворного  Образа  Иисуса  Христа  из  Едессы  в  Иерусалим  празднуется   в  попразднество  Успения  Пресвятой  Богородицы.

Перенесение  Нерукотворного  Образа  Иисуса  Христа  называют  третьим  Спасом  или  «Спасом  на  холсте».  Особое  почитание  этого  праздника  в  Русской  Православной  Церкви  выразилось  в  иконописании.

Икона  Нерукотворного  Образа  Иисуса  Христа,  называемая  также  Спас  Нерукотворный,  одна  из  наиболее  любимых  и  распространенных.

     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *