Суточные богослужения

Суточные  богослужения,  то  есть  богослужения,  совершаемые  в  течение  суток,  числом  девять:  вечерня,  повечерие,  полуношница,  утреня,  часы  ( первый,  третий,  шестой  и  девятый )  и  Божественная  литургия.

Впрочем,  суточные  богослужения  в  своем  полном  составе  совершаются  обычно  в  монастырях  и  при  некоторых  многолюдных  соборных  храмах.  В  предыдущей  статье  Годовой круг богослужений  рассказывалось  о  годовом  и  недельном  цикле  богослужений.

Суточные богослужения
Патриаршее служение в храме Христа Спасителя

Следуя  церковной  традиции,  церковный  день  (суточные  богослужения)  начинается  с  вечера,  так  как  Библейское  повествование  о  днях  творения  начинается  с  вечера:  «И  был  вечер  и  было  утро,  день  один»  ( Быт. 1 : 5 ). Поэтому  первое  богослужение  церковного  дня,  то  есть  суточных  богослужений, — это  вечерня.

Вечерня — служба,  совершаемая  в  конце  дня,  вечером.  В  ней  верующие  благодарят  Господа  за  прошедший  день  и  просят  милостей  Его  на  предстоящий  вечер.

Повечерие — служба,  совершаемая  после  вечерней  трапезы  ( ужина );  оно  состоит  из  ряда  молитв  перед  отходом  ко  сну,  в  которых  верующие  просят  у  Господа  прощения  грехов  и  защиты  от  козней  дьявола  во  время  сна.

Полуношница —   служба  преимущественно  монашеская,  совершаемая  в  полночь,  в  воспоминание  молитвы  Спасителя  в  Гефсиманском  саду.  Молитвы  полунощницы  призывают  молящихся  бодриться  и  быть  всегда  готовыми  ко  дню  суда,  который  придет  внезапно,  как  Жених  в  полночь.

Утреня  —  служба,  совершаемая  утром  перед  восходом  солнца.  В  ней  верующие  благодарят  Бога  за  прошедшую  ночь  и  просят  помощи  на  наступающий  день.

Часы  —  это  совсем  короткие  суточные  богослужения,  которые  читаются  в  течение  дня;  на  них  отсутствует  пение.

Первый  час  соответствует  приблизительно  нашему  седьмому  часу  утра,  поскольку  в  древности  счет  времени  начинался  от  восхода  солнца.

На  третьем  часе,  соответствующем  девяти  часам  утра,  вспоминается  сошествие  Святого  Духа  на  апостолов.

На  шестом  часе  (  двенадцать  дня )  — распятие  Господа  Иисуса  Христа.

На  девятом  часе  ( то  есть  в  три  часа  после  полудня )  — смерть  Спасителя  на  Кресте.

Самое  важное  богослужение  — литургия  ( иногда  называют  просто  «обедня» )  — совершается  до  полудня.  На  литургии  перед  духовным  взором  молящегося  проходит  земная  жизнь  Спасителя,  в  особенности  Тайная  Вечеря,  когда  Господь  Иисус  Христос  установил  таинство  Причащения.

В  этом  таинстве  совершается  чудо:  Дух  Святой  сходит  на  хлеб  и  вино  и  преосуществляет  их  —  то  есть  изменяет  их  сущность.  Хлеб  становится  истинным  Телом  Христовым  и  вино  в  чаше  истинной  Кровью  Христовой.

Эти  богослужения  в  древних  монастырях  совершались  отдельно  одно  от  другого  в  положенное  для  них  время.  Когда  эти  богослужения  стали  совершать  в  приходских  храмах,  то  для  удобства  их  соединили  в  две  группы:  вечернее  богослужение  и  утреннее.

В  состав  вечернего  богослужения  вошли  девятый  час,  вечерня,  повечерие,  утреня  и  первый  час.  В  состав  дневного  богослужения  вошли  полунощница,  часы:  третий  и  шестой,  и  литургия.  В  приходских  храмах  после  литургии  совершаются  молебны  ( о  здравии )  и  панихиды  ( о  упокоениии ).

Накануне  праздников  и  воскресных  дней  вечернее  богослужение  (  состоящее  из  вечерни,  утрени  и  первого  часа )  совершается  более  торжественно,  чем  в  будние  дни,  и  именуется  всенощной — от слов  «всю  ночь»,  потому  что  у  древних  христиан  оно  начиналось  вечером  и  кончалось  утром,  когда  переходило  в  литургию,  на  которой  верующие  причащались  святых  Христовых  Таин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *