Крестопоклонная неделя

Крестопоклонная неделя

Крестопоклонная  неделя,  третья  неделя  Великого  поста,  называется  так  потому,  что  за  всенощной  третьего  воскресенья  (недели)  после  Великого  Славословия  святой  Крест  торжественно  выносится  на  середину  храма  и  остается  там  всю  неделю.  После  каждого  богослужения  совершается  особое  поклонение  Кресту.

С  третьего  воскресенья  Великого  поста,  с  началом  Крестопоклонной  недели,  начинается  четвертая  седмица  Великого  поста.  Крест  вносится  в  алтарь  только  в  пятницу.  Эта  седмица  посвящена  поклонению  Животворящему  Кресту  Господню,  установлена  она  в  древности  в  середине  поста.

Крестопоклонная  неделя  со  всеобщим  поклонением  Кресту  и  славословием  его  имеет  особенное  значение  для  благодатного  воодушевления  христиан  в  борьбе  с  духовными  страстями,  гнездящимися  в  нас,  со  злобными  наваждениями  вражьими,  с  нашим  неверием  и  унынием,  для  поддержания  сил  верующих.

Во  всех  песнопениях  третьего  воскресенья,  Крестопоклонной  недели,  говорится  о  Кресте,  но  не  о  страдании  на  нем  Спасителя,  а  о  радости,  о  Его  победе  над  смертью,  над  адом  и  диаволом.  Из  Триоди  Постной:    «Освобожденные от уз древнего осуждения / древом Креста, / мы, верные, на нем пригвожденного Христа / будем славословить» — мы освобождены от греха прародителей.  Спасены Крестом. 

Крестопоклонная  неделя  напоминает  нам,  что  именно  Крест  является  символом  нашего  спасения.  Эту  непобедимую  и  непостижимую  силу  Животворящего  Креста  давно  уже  знает  и  испытывает  род  христианский.  Этой  силой  мученики  ограждались  от  смертной  опасности  и  страха  пред  лицом  мучителей.

Мученики  одерживали  под  хоругвью  Креста  Христова  изумительные  победы  над  мучителями.  Принимая  смерть,  они  также,  как  Спаситель  мира,  взявший  на  себя  грехи  человечества,  побеждали  смерть  и  мучителей  своих.  Крест — это  символ  не  только  искупительной  жертвы  Христа,  но  и  Его  славного  Воскресения.

Крестопоклонная  неделя  напоминает  нам  также,  что  наша  жизнь — это  несение  собственного  креста.  «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».  Впереди  нас  ждет  Страстная  седмица,  к  которой  и  ведет  пост,  как  апофеоз  всего  Великого  поста.  К  этому  нас  тоже  подготавливает  Крестопоклонная  неделя.

В  знамении  Креста  Христова,  коим  соделано  спасение  всего  мира,  сокрушена  сила  вражья  и  всем  дарован  скипетр  Царства  Небесного,  заключается  таинственная,  непобедимая,  непостижимая  сила  любви  Божественной,  ограждающая  христианина  на  всех  путях  его  жизни  от  многоразличных  бед,  скорбей  и  напастей.

  Посему  Крест  Христов  есть  первый  и  важнейший  предмет  благовейного  почитания  в  мире  христианском,  постоянная  и  неотъемлемая  принадлежность  христианского  богослужения.  Крестом  венчаются  святые  храмы  и  иконостасы.  Им  совершается  наше  освящение  в  Таинствах  и  во  всех  священнодействиях  церковных.

Кресту  мы  поклоняемся  и  его  лобызаем  каждый  раз  при  выходе  из  храма  в  благословение  и  спасительное  для  нас  напутствие.  Крест  мы  носим  на  груди  от  купели  Крещения,  им  мы  знаменуемся  при  всех  наших  начинаниях,  при  наших  входах  и  выходах  из  дома.

Крестом  мы  благословляем  детей  наших  и  сами  в  священническом  благословении  уповаем  получить  милость  Божию  ко  благопоспешению  дел  наших.  Крест  мы,  наконец,  поставляем  над  могилами  усопших  отцов  и  братий  наших,  в  чаянии  их  блаженного  воскресения  и  победного  торжества  силою  распятого  Господа,  победителя  смерти  и  ада.

Под  осенением  Креста  Христова  должна  проходить  вся  жизнь  наша  от  колыбели  и  до  гроба.  И  блажен  тот,  кто  сохранит  живую  и  твердую  веру  в  спасительную  силу  сего  Божественного  знамени,  пользуется  всегда  им  с  глубоким  благоговением.

«Благословен  Господь  Бог  Израилев  крестом  своим  разрушивый  древнюю  клятву  и  сего  предложивый  нам  в  поклонение.  Того  целующе  верно,  того  и  воспевающе,  Твою  великую  милость  поем  непрестанно»  Ирмос  9-й  песни  канона.  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *