Киево Печерская Лавра — одно из самых древних и драгоценных сокровищ Киевской Руси. Почитается она во всем мире как великая святыня Православия.
Поколения паломников с благоговением целовали сотни лет ее иконы, мощи святых и даже землю, которую Царица Небесная избрала Себе в удел, многократно являя здесь чудесные знамения Своего покровительства.
Девять с половиной столетий Промысел Божий сохранял для нас древнюю Печерскую обитель: ее храмы — как зримое воплощение Царства Божия; ее историю — как неисчерпаемую духовную сокровищницу; нетленные мощи Печерских подвижников — как свидетельство о святых воинах, заступниках и молитвенниках Святой Руси и ее православного народа; а пещеры, выкопанные ими, — как место непревзойденных духовных подвигов и славного упокоения.
Свято — Успенская Киево — Печерская Лавра именуется Третьим уделом Божией Матери. Вторым уделом является Афон, святое место, где ступала нога Пресвятой Богородицы, где Она проповедовала веру во Христа и Его учение, где Она является Игуменией и Хозяйкой, особое место, где Она непрерывно пребывает.
Киево Печерская Лавра раскинулась на двух холмах на правом высоком берегу Днепра. Нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви, а Верхняя в ведении Киево — Печерского историко-культурного заповедника.
История обители: Без малого тысячу лет тому назад началась история Киево Печерской Лавры. Священник села Берестова Иларион, служивший в церкви Двенадцати апостолов в киевском предместье, известный подвижник и богослов, выкопал на покрытом густым лесом холме, вдали от мирской суеты, пещеру, куда удалялся для уединенной молитвы.
Когда он был в 1051 году поставлен митрополитом Киевским, пещера опустела. Выдающийся церковный и государственный деятель, духовник Ярослава Мудрого, стал первым русским по происхождению митрополитом.
Приблизительно в это время сюда приезжает вернувшийся с Афона преподобный Антоний родом из Любеча, положивший здесь начало монашескому деланию, и поселяется в опустевшей пещере Илариона.
Впервые пещеры Лавры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца ( начало Х11 века ), который называет основателем пещерного затворничества на месте будущей обители священника Илариона, а годом основания пещерной обители 1051 год.

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские: Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и урожениц Курска преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси.
Ученики Антония ископали себе новые пещеры, соединенные коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. Так были заложены Дальние пещеры Киево Печерской Лавры.
Десять лет спустя, когда число братии достигло 12 человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал себе новую пещеру, положив начало Ближних пещер.
С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи.
Великий князь Изяслав Ярославич подарил обители всю гору и плато над пещерами, где позднее выросли величественные храмы. Возникший монастырь получил название Печерского.
С 1592 года по 1688 год Печерский монастырь был ставропигией Константинопольского патриарха. В 1688 году получил статус Лавры и стал ставропигионом царским и патриаршим Московским.
В 1786 году Киево Печерская Лавра была подчинена Киевскому митрополиту, который стал ее священноархимандритом. После революции 1917 года началось разорение монастыря.
Киево Печерская Лавра как действующий монастырь была закрыта 17 января 1930 года. В 1941 году во время немецкой оккупации взрыв огромной силы уничтожил Великую церковь, которая была восстановлена только в 2000 году.
24 августа 2000 года Блаженнейший Владимир освятил Успенский собор, величественный храм, восстановленный из руин в том виде, в каком он существовал с XVIII по XX век.

Святыни Печерских пещер: После погребения в пещерах преподобного Антония в 1073 году, здесь стали хоронить и братию.
Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров, высотой и шириной — до половины метра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в узкую и глубокую нишу, которую закрывали деревянным щитом, позже — замуровывали.

По сложившемуся в Печерской обители обычаю, по прошествии двух лет погребения открывались, и костные останки переносили в крипты — костницы.

Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Нестор Летописец красноречиво описывает обретение нетленных мощей преподобного Феодосия.
Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, ко времени обретения их были еще на памяти у братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребение.
С этих досок сведения о преподобных впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском Патерике. На тех же досках писали лики угодников, многие из которых уже почитались как местночтимые святые.
В 1108 году был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, в 1133 году — преподобный Антоний. В 1643 году святитель Петр Могила, митрополит Киевский канонизировал 69 Печерских подвижников.
Русский Иерусалим. С этого времени Киево Печерская Лавра становится главной отечественной святыней — русским Иерусалимом, центром паломничества верующих. Тогда же обветшавшие пещеры были благоустроены.

На протяжении многих веков здесь собирались величайшие святыни Православия. Самой большой ценностью лаврских пещер являются нетленные мощи 122 Божиих угодников, среди которых первый летописец Руси преподобный Нестор, былинный богатырь Илия Муромец, святые целители, воины, выдающиеся церковные деятели.
Своей праведной жизнью и подвигами печерские иноки освятили Киевскую Русь и послужили духовному расцвету. Во время лихолетий — татаро-монгольских набегов, католических и униатских гонений, во многих испытаниях и бедах, постигших Святую Русь, молитвенная помощь преподобных отцов Печерских помогала нашему народу сохранить Православную веру и самобытность.

Мироточивые главы — древняя и чтимая святыня лаврских пещер, о которой повествует Печерский Патерик: «Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром…»
После празднования 1000-летия Крещения Руси началось духовное возрождение нашего народа, стали восстанавливаться древние храмы и обители, открываться и строиться новые.
Сегодня Киево Печерская Лавра возрождается и отстраивается, храмы ее реставрируются и покрываются росписями, в них возвращаются и появляются новые святыни.
Все эти труды прилагаются братией, чтобы дом молитвы, дом Божий, был для нас прообразом Царствия Небесного.