Таинство елеосвящения

Таинство елеосвящения (соборование)

Таинство  елеосвящения  (соборование) — это  таинство  Православной  Церкви,  при  котором  совершается  помазание  тела  освященным  маслом  во  исцелении  души  и  тела.  При  этом  верующие  по  молитве  и  вере  получают  от  Бога  благодать,  которая  исцеляет  их  физические  болезни  и  духовные  недуги.

Елеосвящением  это  Таинство  называется  потому,  что  во  время  его  совершения  освящается  масло,  которое  по-гречески  и  по-славянски  называется  елеем.  Для  совершения  Таинства  елеосвящения  собирается  обыкновенно  семь  священников,  составляя  собор,  поэтому  оно  называется  соборованием.

Это  делается  для  того,  чтобы  усилить  молитву  о  даровании  здоровья  болящим,  хотя  в  случае  необходимости  совершать  Таинство  елеосвящения  может  и  один  священник  (так  случается,  когда  соборуют  на  дому),  чаще  2-3  священнослужителя.

Число  семь  в  Церкви  священное,  оно  символизирует  полноту.  Самих  Таинств  Православной  Церкви  семь.  Но,  сколько  бы  священников  не  совершали  Таинство  елеосвящения,  неизменным  является  то,  что  бывает  семь  чтений  из  апостольских  посланий  и  святого Евангелия.

Существуют  исторические  свидетельства,  указывающие,  что  Таинство  елеосвящения  совершалось  в  Церкви  уже  во  II  веке.  В  Евангелие  рассказывается,  что  апостолы,  которых  Иисус  Христос  послал  на  проповедь  покаяния  «многих  больных  мазали  маслом  и  исцеляли»  (Мк.,  6:13)

Апостол  Иаков  наставлял:  «Болен  ли  кто  из  вас,  пусть  призовет  пресвитеров  Церкви,  и  пусть  помолятся  над  ним,  помазав  его  елеем  во  имя  Господне.  И  молитва  веры  исцелит  болящего,  и  восставит  его  Господь;  и  если  он  соделал  грехи,  простятся  ему»  (Иак.  5:14-15).

По  православным  представлением,  корнем  всякой  болезни  является  грех.  Считается,  что  во  время  Таинства  елеосвящения  человеку  прощаются  мелкие  забытые  или  неосознанные  грехи.  Таким  образом,  соборование,  очищая  от  греха,  дает  духовные  силы  избавиться  и  от  болезни.

При  этом  следует  помнить,  что  какие-то  грехи  следует  переосмыслить  и  принять  свои  страдания  как  путь  спасения  души,  попущенный  нам  Господом.  Таинство  елеосвящения  (соборование)  не  является  последним  напутствием  умирающему.  Такой  смысл  оно  имеет  в  католичестве.

Помазание  освященным  маслом  употребляется  у  православных  христиан  при  крещении,  на  всенощном  бдении,  после  некоторых  праздничных  служб,  но  его  не  следует  путать  с  Таинством  елеосвящения.

Как  происходит  соборование

Перед  соборованием  рекомендуется  исповедоваться  и  причаститься.  Соборование  совершается  после  Божественной  литургии  по  храмовому  расписанию,  как  правило  в  посты,  а  в  Великий  пост  по  нескольку  раз.

Таинство  елеосвящения  не  заменяет  и  не  отменяет  Таинства  покаяния.  Соборование  не  совершается  над  младенцами  (детьми  до  семи  лет),  как  не  имеющими  сознательных  грехов.  Приступать  к  таинству  необходимо  с  верой  в  милосердие  Божие.

Заранее,  согласуясь  с  расписанием  соборований,  следует  записаться  в  свечной  лавке  в  храме  на  определенное  число,  указав  свое  имя  для  поминания  его  во  время  молитв  на  елеосвящении  и  приобрести  свечу.

Во  время  соборования  свечу  держат  зажженной,  гася  ее  во  время  помазания  священником.  Желательно  иметь  при  себе  платок  или  салфетку  для  вытирания  избыточного  количества  масла.  Одежда  должна  оставлять  открытыми  лоб,  шею,  кисти  рук.

Перед  иконостасом,  если  Таинство  елеосвящения  совершается  в  храме,  устанавливают  стол.  На  него  кладут  блюдо  с  пшеницей.  Зерна  пшеницы  (или  риса)  являются  символом  того,  что  в  человеческой  душе,  как  будто  умершей  и  иссохшей,  могут  произрасти,  с  помощью  Божией,  зерна  благочестия,  а  тело  человека  процветет  здоровьем.

В  блюдо  с  пшеницей  ставят  сосуд,  в  который  наливают  елей  и  вино.  Елей  является  видимым  знаком  благодати  исцеления,  а  вино  символизируют  кровь  Христову,  пролитую  Им  на  Кресте  за  спасение  грешного  рода  человеческого.

Вокруг  сосуда  ставят  в  пшеницу  зажженные  восковые  свечи  и  семь  палочек  с  ватой  на  концах.  Пшеница,  вино  и  елей  символизируют  вместе  щедрость  и  милость  Бога  к  людям.  Также  на  стол  кладется  Евангелие  и  крест.

Сначала  совершается  молебен  о  болящих  с  пением  тропарей  (кратких  песнопений)  и  канона.  Затем  освящается  елей  и  читается  отрывок  из  Посланий  апостолов  и  отрывок  из  Евангелия.

Потом  читается  молитва  и  «Отче  Святый,  врачу  душ  и  телес…»,  в  которой  священник  просит  Бога  исцелить  рабов  Божиих  с  перечнем  имен  всех  записавшихся  на  соборование.  В  этих  текстах  говорится  об  исцелении  душевных  и  телесных  недугов.

Если  соборуют  семь  священников  (такое,  как  правило,  возможно  в  монастырях,  причем  крупных),  то  каждый  священнослужитель  помазывает  каждого  присутствующего  семь  раз — лоб,  ноздри,  щеки,  уста,  грудь  и  ладони  с  обеих  сторон.

Все  эти  действия:  чтение  отрывков  из  Евангелия  и  Посланий  апостолов,  молитва,  помазание  повторяют  семь  раз.  В  монастырях,  при  большом  скоплении  народа,  процедура  затягивается  как  минимум  на  три  часа.

В  небольших  храмах  на  соборование  может  потребоваться  час-полтора.  Причем  в  монастырях  есть  свои  традиции  совершения  соборования.  Например  в  Свято-Успенском  Николо-Васильевском  монастыре  принято  во  время  чтения  Евангелия,  Посланий  и  молитвы  стоять  на  коленях.

Есть  такие  традиции  и  в  Свято-Успенской  Святогорской  Лавре  и  в  Почаевской  Лавре.  Но  чин  проведения  Таинства  елеосвящения  везде  строго  соблюдается,  даже  если  совершает  соборование  один  священник.

После  седьмого  помазания  священники  поднимают  высоко  раскрытое  Евангелие  текстом  вниз  над  склоненными  головами  всех  соборовавшихся,  что  означает  возложение  руки  Самого  Иисуса  Христа,  и  читается  разрешительная  молитва.  Обычно  после  этого  все  по  очереди  подходят  к  священнику  и  целуют  Евангелие.

Существует  обычай  собороваться  один  раз  в  год  во  время  Великого  поста,  хотя  в  наше  время  великих  испытаний  и  искушений  желательно  собороваться  четыре  раза  в  год  во  время  всех  четырех  постов.    

  

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *