Оптина пустынь — это название монастыря под Козельском известно повсеместно не только в России, но и далеко за ее пределами. Время основания Оптиной пустыни точно неизвестно. Согласно преданиям, обитель получила свое название по имени раскаявшегося разбойника Опта, поселившегося здесь, в калужских лесах, на правом берегу реки Жиздры, в конце XIV века. Но есть также предположение, что монастырь основали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в трех километрах от древнего городка Козельска. До 1504 года в обители отдельно друг от друга проживали монахини и монахи, которых окормлял один духовный отец. А название «Оптина» как раз и означает «общая», «совместная».
В XVII веке монастырь начинает было разрастаться, но в 1724 году по приказу Петра I Оптину пустынь упразднили, как и сотни других малочисленных пустынек. Монахи переселились в Преображенский монастырь городка Белево, но через два года, по ходатайству добрых людей о возобновлении духовной жизни в Оптиной, монастырь на реке Жиздре, по решению Святейшего Синода, вновь ожил для святой и непрестанной молитвы.
С 1764 года в Оптиной пустыне не разрешалось содержать более семи человек, но с позволения императора Александра I число монахов увеличилось до 30, потому как монастырь все больше стал привлекать к себе богомольцев. В 1797 году по приказу Павла I Введенской Оптиной пустыни из государственной казны стали ежегодно отчислять по 300 рублей. Сверх того монастырю была пожалована мукомольная мельница и пруд.
Как же так случилось, что затерявшаяся в дремучих лесах обитель прославилась на всю страну?
«Спасение России начнется с монашеской кельи»,- точно подметил русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Именно в Оптиной пустыни явилось миру целое созвездие удивительных русских старцев, величайших угодников Божиих…
Невысокие монастырские стены с семью башнями построены, скорее, для виду, а не для устрашения. Не оградой из камня обнесен монастырь, а животворной молитвой преподобных старцев оптинских, иноков и богомольцев, шедших сюда со всей России.
Храмы в Оптиной расположены крестообразно. Ближайший ко входу — собор в честь Казанской иконы Божией Матери ,который строился при неутомимом труженике Авраамии в 1805 — 1811 годах. Впоследствии в годы лихолетья этот однокупольный храм был разрушен и восстановлен в 1994 — 1996 годах. В нем два придела: северный в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня и южный во имя святых мучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата. Справа от Царских врат — надгробия из белого мрамора преподобных Антония и Моисея ( Путиловых ). В камень под стекло вложены частицы их мощей, к которым благоговейно прикладываются прихожане.
С именем преподобного Льва ( Наголкина ), поселившегося в 1829 году в Иоанно — Предтеченском скиту, связано возрождение в Оптиной пустыне монашества по образу древних аскетов. В христианстве этот путь называется старчеством. Оптина пустынь с тех пор превратилась в «духовный оазис». Старец Лев был преданным последователем преподобного Паисия ( Величковского ), архимандрита молдавских монастырей, который видел в старчестве важнейший способ возрождения душ человеческих. Главным источником иноческого воспитания считалось в Оптиной чтение святоотеческих книг и правильное их применение в монашеской жизни.
В то время в обители жил и другой великий старец — Макарий, ученик преподобного Льва. Он собрал богатейшую библиотеку духовной литературы. Благодаря ему были изданы рукописи и переводы Паисия Величковского.. Вместе со своим духовным чадом, писателем и философом Иваном Киреевским, старец Макарий положил начало издательской деятельности Оптиной пустыни..
У северной стены Казанского храма покоятся под спудом святые мощи преподобного Исаакия, почти 30 лет руководившего монастырем. Рядом мраморные надгробия над захоронениями настоятелей пустыни архимандритов Досифея и Ксенофонта.
Главный храм Оптиной пустыни — пятиглавый собор в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм — был построен на месте первой каменной монастырской церкви в 1741 — 1768 годах. Внутри Введенский храм напоминает Казанский собор, только он чуть меньше по размерам. Южный придел посвящен святителю Николаю Чудотворцу, а северный — преподобному Амвросию Оптинскому, чьи святые мощи хранятся слева от Царских врат в усыпальнице, укрытой резной сенью из темного дерева.
В Оптину Александр Гренков ( после пострига Амвросий ) приехал в 1839 году. Болезнь почти на 30 лет уложила иеромонаха Амвросия в постель. Старец Амвросий терпел жесточайшие боли, но удивлял всех приходящих к нему людей благодушием и тихой веселостью. Его нельзя было представить без участливой улыбки, от которой теплело на душе.
- Как жить , батюшка, чтобы Богу угодить? — спрашивали его христиане.
- Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение…
- В двенадцати верстах от Оптиной пустыни в селе Шамордино старец Амвросий основал женский монастырь. Там 10 октября 1891 года он и отошел ко Господу.
В Введенском храме у южной стены в деревянной резной раке покоятся мощи преподобного Нектария. Духовный писатель Сергий Нилус писал, что отец Нектарий «начитанностью своей поражал многих». Старец учил, что науки , если к ним правильно относиться, приближают к Богу, а не уводят от Него.
- За небольшим монашеским кладбищем сверкает на солнце золотым куполом храм в честь Владимирской иконы Божией Матери . Владимирский собор построен на месте несохранившегося больничного храма и является усыпальницей семи преподобных Оптинских старцев: Льва (1841), Макария (1860), Илариона (1873), Анатолия (Зерцалова) (1894), Иосифа (1911), Варсонофия (1913), Анатолия (Потапова) (1922), мощи которых обретены в 1998 году.
- Иноки монастыря свято чтут память оптинских новомучеников: Ферапонта, Трофима, Василия, убитых в «красную» Пасху 1993 года.
Летит к небу святая молитва преподобных Оптинских старцев: «…Господи, благодарю Тебя за все, что со мною будет, ибо твердо верю, что любящим Тебя все содействует ко благу…»
- По материалам книги — подарка «Оптина пустынь». Александр Ананичев. Серия «Святыни России». 2005 год.