Свято Покровская Голосеевская Пустынь была отрадным жилищем Киевского святителя Петра Могилы ( Петра Мовилэ, потомка знатного молдавского рода, будущего Митрополита Киевского ). Живя в миру, он покупал земли в окрестностях Киева, полюбившиеся ему своей удивительной красотой.
В числе прочих он купил и урочище в Голосеевском лесу, где, приняв монашеский постриг и став Архимандритом Киево — Печерского монастыря, в 1631 году построил церковь в честь молдавского святого, великомученика Иоанна Нового ( Сочавского ), покровителя рода Мовилэ.
Так начинался монастырь, переживший впоследствии годы упадка и расцвета, прославленный Богоугодной жизнью целого сонма святых подвижников, Божиих угодников, просиявших на Киевской земле: святителей Петра ( Могилы, память 31 декабря ст. ст. ) и Филарета ( Амфитеатрова, память 21 декабря ), Митрополитов Киевских и Галицких; преподобных Парфения Киевского ( Краснопевцева, память 17 марта ) и Алексия Голосеевского ( память 11 марта и 21 сентября ); блаженных Христа ради юродивых Феофила Китаевского ( Горенковского, память 28 октября ) и Паисия ( Яроцкого, память 17 апреля ), монахини Алипии ( Авдеевой, память 30 октября ); названный святителем Петром Могилой Русским Афоном, над которым носится дух Преподобных Печерских.
Святитель передал в построенную церковь в честь великомученика Иоанна Нового ( Сочавского ) семейную реликвию — «знатную частицу» мощей страдальца и крест — мощевик с частицами неизвестных святых. Впоследствии храм переименовали в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» с приделом, освященным в честь великомученика Иоанна.
Первоначально здесь был устроен скит Киево — Печерской Лавры — Голосеевская Пустынь. В Голосеевском уединении выдающийся церковный иерарх и великий почитатель Препододобных Печерских совершал свои тайные аскетические подвиги.
Расцвета скит достиг при святителе Филарете ( Амфитеатрове ), который занимал Киевскую митрополичью кафедру с 1837 по 1857 годы и который был одновременно и выдающимся архиереем, и богословом, и аскетом, принявшим втайне великую схиму.
Владыка возродил в Голосеевской пустыни скитское жительство и, по сути, заново отстроил обитель. Был построен Свято — Покровский храм, и сама Пустынь стала именоваться Свято — Покровской — по имени главного храма обители.
Под Покровом Божией Матери в Голосеево жили Митрополит Филарет и его духовный отец — иеросхимонах Парфений. Оба уже при жизни почитались как старцы. Голосеевская Пустынь была свидетельницей их духовного расцвета, их многочисленных духовных дарований, а особенно — смирения и великой любви к Богу и ближним.
Преподобный Парфений служил в Голосеевской Пустыне ежедневно Литургию. После он уходил в лес и прочитывал, прогуливаясь в нем, всю Псалтирь. Он был не только великим молитвенником, но и человеком кристально чистой души, не знавшей ни одного нечистого помысла.
Современники еще при жизни назвали его «земным ангелом и Небесным человеком». Батюшка Парфений особенно благоговейно чтил Великую Пятницу и праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и Господь призвал его к Себе в 1855 году, когда Великая Пятница и Благовещение совпали в один день.
Похоронили дивного старца в Голосеевской церкви во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник».
Несколько лет в Голосеевской Пустыни подвизался блаженный Феофил ( Горенковский ), Христа ради юродивый. Высокий подвиг блаженного требовал полного одиночества, поэтому его перевели в Китаевскую Пустынь, где он и почил о Господе в 1853 году.
Все эти подвижники благочестия, прославленные в ХХ веке в лике местночтимых святых Украинской Православной Церкви, приняли участие в судьбе еще одного замечательного киевского старца — преподобного Алексия Голосеевского.
Преподобный Алексий Голосеевский, в миру Владимир Иванович Шепелев, родился на Пасху 1840 года, в семье майора Киевского Арсенала. Он был девятым ребенком в семье и родился немым, как и предсказал матери за 8 лет до этого святитель Антоний Воронежский.
На Пасху 1853 года владыка Филарет исцелил Володю от немоты. Первыми словами исцеленного отрока стали слова «Воистину воскресе» — ответ на пасхальное приветствие святителя. По благословению владыки благодарная мать отдала сына для дальнейшего воспитания в Киево — Печерскую Лавру.
В Лавре будущий старец провел 38 лет. Все заботы о его воспитании и образовании взял на себя владыка Филарет и, благодаря этому, преподобный стал одним из образованнейших людей своего времени. Но более всего он преуспел в исполнении главных заповедей Господних о любви к Богу и ближнему.
Преподобный Парфений научил его молитвенному деланию, владыка Филарет — деятельному милосердию. Под мудрым руководством этих старцев их послушный ученик преуспел в духовной жизни, сам став старцем. Претерпев клевету и гонение, старец был переведен сначала в Преображенскую, а затем в Голосеевскую Пустынь.
В Голосеево он прожил более 20 лет. Здесь в полной мере раскрылся его дар — старческого окормления людей. Все находили в старце Алексии любящего и понимающего отца. Всех он называл «мое сокровище», со всех уголков страны к нему спешили люди за утешением и любовью.
Преподобный Алексий мирно почил о Господе 11 / 24 марта 1917 года, за полгода до октябрьского переворота, который он предвидел, как предвидел и массовое отступление от веры, братоубийственную войну и жестокое убийство Царя — страстотерпца Николая Второго.
За великое смирение преподобный удостоился от Бога дара прозорливости, рассуждения, исцелений. Место его упокоения на протяжении десятков лет благоговейно почиталось верующими. На могилке старца всегда горела лампадка.
Преподобный стал Ангелом — Хранителем Пустыни во время безбожного лихолетья. После октябрьского переворота Голосеевская Пустынь претерпела много бед: земли, все здания и ценности были реквизированы, храмы разрушены, монахи разогнаны.
И все же! И гонения, и внешняя разруха не коснулись главного сокровища Голосеевской Пустыни — ее духа, духа Преподобных Отцов наших Печерских, сохранившегося здесь, несмотря ни на что.
В 1979 году в полуразрушенном домике недалеко от могилки Алексия Голосеевского поселилась монахиня Алипия ( Авдеева, +1988 ), Христа ради юродивая подвижница. На территории разрушенной Пустыни матушка прожила последние девять лет своей святой, подвижнической жизни.
Наделенная от Бога многими дарами Духа Святого и, в том числе, даром прозорливости, старица предсказывала, что в Голосеево еще будут службы и будет монастырь. Матушка Алипия видела Ангела — Хранителя взорванного храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и сонм Преподобных Печерских над Пустынью.
По воле Божией матушка не дожила до возрождения Голосеевской Пустыни: оно началось только спустя восемь лет после ее смерти. В 1993 году в Голосеево был вновь открыт скит Киево — Печерской Лавры, почти на голом месте.
Первая Божественная Литургия была совершена 2 / 15 июня, в честь святого великомученика Иоанна Сочавского, а затем стали служить по воскресеньям и праздничным дням, потихоньку восстанавливая сохранившиеся постройки и возводя новые.
В 1996 году, в год прославления в лике святых святителя Петра ( Могилы ), Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, благословил открыть в Голосеевской Пустыни самостоятельный мужской монастырь в честь Покрова Божией Матери. Его наместником был утвержден скитоначальник Архимандрит Исаакий.
В 1999 году Предстоятель Украинской Православной Церкви освятил в Голосеево закладку храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». И в этом же году в монастырской домовой церкви обновились две иконы. На одной из них до этого не было никакого изображения.
После освящения закладки храма на ней как бы «проявились» Лики Спасителя, Богоматери с Богомладенцем, Архистратига Михаила и великомученика Георгия Победоносца. Второй обновившейся образ — это список чудотворной румынской иконы Божией Матери «Плачущая».
Жизнь в монастыре продолжается. Восстает из руин некогда поруганная обитель, возвращается ее прежний внешний и внутренний облик. В 2005 году в Голосеевской Пустыни обновилась еще одна икона Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.
18 декабря 2003 года в дар Свято — Покровской Голосеевской Пустыни передана копия чудотворной иконы «Геронтисса», которая находится на Святой Горе Афон. Великий дар поместили в алтаре. Каждую субботу после Божественной литургии икону выносят из алтаря и совершают перед ней молебен с акафистом.
В сентябре 2004 года в монастырской ризнице замироточили две иконы — «Спорительница хлебов» и «Жизнеподательница». Во время внесения мощей матушки Алипии в храм, над церковью в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» появился в небе Крест.
С каждым днем обитель все больше и больше напоминает Сад Пресвятой Богородицы. И в ХХI веке, как и в предыдущие столетия, Голосеевская Пустынь остается все той же «сокровенной пустыней спасения».
По материалам книги «Свято — Покровская Голосеевская Пустынь. Вчера и сегодня», составленной монахиней Татианой ( Алатарцевой ) при наместнике монастыря архимандрите Исаакие ( Андронике ), по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины.