Само слово «пост» произошло от греческого слова «апастия», что означает воздержание от пищи. Именно воздержание от пищи скоромной является лучшим способом очищения не только тела, но и души.. Этот факт уже проверен веками.
Сегодня в Православной Церкви приняты 4 многодневных поста и малые посты.
К многодневным постам относятся:
Великий пост.
Он продолжается 40 дней + Страстная седмица. Оканчивается Пасхой ( Воскресением Христовым ).
Петров пост.
Длится от 8 до 42 дней. Оканчивается днем памяти святых апостолов Петра и Павла. ( 12 июля )
Успенский пост.
Длится две недели. Оканчивается днем Успения Пресвятой Богородицы ( 28 августа ).
Рождественский пост.
Продолжается 40 дней. Оканчивается Рождеством Христовым.
Малые посты:
- в течение года — среда и пятница ( за исключением некоторых особых недель, так называемых сплошных седмиц );
- Крещенский сочельник ( 18 января ) ;
- Усекновение главы Иоанна Крестителя ( 11 сентября );
- Воздвижение Креста Господня ( 27 сентября ).
Из истории постов.
Посты существовали и у язычников, и у иудеев с глубокой древности. В то время чаще всего постились, воздерживаясь не от пищи какого-либо рода ( как сегодня ), а вообще ничего не вкушали и не пили. Воздерживались также от супружеских отношений. Такой пост длился один день, от рассвета и до захода солнца, или же в течение суток — 24 часа. В особых случаях воздержание пищи продолжалось три дня.
Своим постом человек показывал Богу, что готов от многого отказаться, предпринять очень и очень значительные усилия, лишь бы Господь откликнулся на молитву, помог. То есть пост — это своего рода жертва Богу. Свободная жертва верующего человека. Пост — форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост — ограничение в пище; душевный пост — ограничение внешних впечатлений и удовольствий ( уединение, молчание, молитвенное сосредоточение ); духовный пост — борьба со своими «телесными похотями», период особо напряженной молитвы. Самое главное — нужно осознать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным
Подлинный пост, по мысли Божией, — это время осознания нами своей недостаточности. Именно поэтому в христианстве сделан особый акцент на покаянии в период поста. Осознать свою греховность ( как мытарь в притче о мытаре и фарисее ) — значит быть открытым для изменения.
«Пост смиряет душу, освобождая ее от ожесточения и насыщения, являющихся от пресыщения, а молитва постящегося делается особенно сильною, произносится не поверхностно, произносится из самой души, из глубины сердца». Святитель Игнатий Брянчанинов.
«Пост — мир в домах. Пост — попечитель и хранитель девства. Пост — путь к покаянию и причина слез. Пост не любит мира, ни того, что в мире» ( см.: 1 Ин. 2 : 15 ). Преподобный Ефрем Сирин.
«Первая заповедь, данная Богом человечеству — заповедь о посте. Она была необходимой для нас в раю, до падения нашего, тем нужнее она после падения» Святитель Игнатий Брянчанинов.
«Как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и Христос после крещения установил пост.» Святитель Иоанн Златоуст.
«Пост есть лекарство, но лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться.
Хлеба не есть, а гневом опьяняться? Какая польза изнемогать от поста и злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая надобность изнурять свое тело и не накормить голодного?» Святитель Иоанн Златоуст.