Подсвечники используются верующими с назапамятных времен, с тех самых времен, как начали возжигать свечи в храмах и дома, ведь свечи необходимо было во что-то ставить, чтобы они не падали и не создавали опасности пожара. Эту функцию и надлежало выполнять подсвечникам, материал, формы, размеры которых на протяжении веков изменялись. Сохранялась только функция подсвечника — удерживать горящую свечу.
В древних храмах был полумрак даже в самый яркий день. Полумрак — это не тьма или полное отсутствие света, а символ земной человеческой жизни, погруженной в сумрак греха и неведения, в котором светит свет Веры, свет Божий: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин. 1 : 5 )
Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, которым окружены тайны Божии. Светом в истинном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием.
Символами этого истинного света с древнейших времен служат горящие перед святынями лампады и свечи. Церковные светильники всегда имели духовно — символическое значение, закрепленное уставом Церкви. Они возжигаются не только ночью, но и во время дневных служб, когда света вполне достаточно.
В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве. А при чтении Шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечей в середине храма для чтеца, пред иконами Христа, Богоматери и храмовой иконой в иконостасе.
Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние — паникадило и поликадила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царствии Небесном.
В пояснениях к Уставу Богослужения Православной Церкви есть специальная глава «О светильниках и об освещении», где подробно рассказано о символике и назначении каждого из светильников ( подсвечников, кадил, лампад ).
Образ и форма светильников в значительной степени определяются его предназначением и местоположением. Одиночный огонь лампады может означать одного из святых Церкви. Напольные светильники первообразом своим имеют Божество, являющееся людям, согласно Ветхому Завету, в виде огненных сущностей: столпа, водившего народ Израиля по Египту, неопалимой купины, представшей Моисею.
«Настольная книга священнослужителя» трактует паникадило, ниспускающееся сверху в центральную часть храма, и поликадила, находящиеся в боковых приделах, как символы «собрания, созвездия людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных огнем веры, горящих огнем любви к Богу…»
Литургист XV века блаженный Симеон, архиепископ Солунский, уподобляет свечи в хоросе звездам, а круг, где поставлены свечи, называет твердию. Церковное паникадило несет в себе характеристики трех высших ангельских чинов: Серафимов как существ «пламенеющих, или горящих»; Херувимов, имеющих свойство «обилия познания, или излияния мудрости»; Престолов, способных «постоянно возвышаться над всем дольним, премирно стремиться в горние». Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям.
Важнейшее место в храме — за престолом в алтаре — занимает большой подсвечник на семь свечей — семисвечник. Древнейший его прототип описан в Ветхом Завете при устройстве скинии Моисея. В Апокалипсисе семь звезд означают семь Ангелов семи церквей, а семь светильников — семь церквей, семь духов Божиих ( Откр. 1 : 20, 4 : 5 ).
Семь светильников горят перед престолом Вседержителя. Так объясняется число светильников в подсвечнике — семисвечнике. Для семисвечника также характерна форма стилизованного дерева. Расположенный за престолом в алтаре, то есть в самом центре церкви, в сердце ее микрокосмоса этот светильник символизирует мировое древо жизни, которое росло в центре ветхозаветного Рая.
Таково краткое описание функционального и духовного значения церковных светильников, лампад и подсвечников. Подсвечники для домашнего использования имеют более простые формы, отвечающие их главному предназначению — держать горящую свечу во время молитвы.
Современная промышленность предлагает широкий выбор подсвечников, которые изготавливаются из разных материалов, многообразных форм, цветов и размеров, выбрать подходящий, по своему вкусу, достаточно легко. В православном магазине «Воздвижение» представлены керамические подсвечники для маленькой, средней и большой свечи керамических заводов России и Украины.
Эти подсвечники самые популярные, вследствие своей достаточно низкой цены и огромному разнообразию форм, цветов и размеров, но, при неаккуратном обращении, этот подсвечник очень легко можно разбить. Поэтому подсвечники из натурального камня ( оникс ) или металлические намного предпочтительнее, практичнее, так как служить будут значительно дольше, хотя и уступают по разнообразию форм и размеров.