Подсвечники

подсвечники, лампады, кадильницы, поплавки и "паучки" для лампад
Подсвечники, лампады, кадильницы

Подсвечники  используются  верующими  с  назапамятных  времен,  с  тех  самых  времен,  как  начали  возжигать  свечи  в  храмах  и  дома,  ведь  свечи  необходимо  было  во  что-то  ставить,  чтобы  они  не  падали  и  не  создавали  опасности  пожара.  Эту  функцию  и  надлежало  выполнять  подсвечникам,  материал,  формы,  размеры  которых  на  протяжении  веков  изменялись.  Сохранялась  только  функция  подсвечника  —  удерживать  горящую  свечу.

В  древних  храмах  был  полумрак  даже  в  самый  яркий  день.  Полумрак  —  это  не  тьма  или  полное  отсутствие  света,  а  символ  земной  человеческой  жизни,  погруженной  в  сумрак  греха  и  неведения,  в  котором  светит  свет  Веры,  свет  Божий:  «И  свет  во  тьме  светит,  и  тьма  не  объяла  его»  ( Ин.  1 : 5 )

Сумрак  в  храме  является  образом  того  мысленного  духовного  сумрака,  которым  окружены  тайны  Божии.  Светом  в  истинном  смысле  для  церковного  сознания  является  только  Божественный  свет,  свет  Христов,  свет  будущей  жизни  в  Царстве  Божием.

Символами  этого  истинного  света  с  древнейших  времен  служат  горящие  перед  святынями  лампады  и  свечи.  Церковные  светильники  всегда  имели  духовно — символическое  значение,  закрепленное  уставом  Церкви.  Они  возжигаются  не  только  ночью,  но  и  во  время  дневных  служб,  когда  света  вполне  достаточно.

В  уставных  случаях  церковные  светильники  во  время  вечерних  и  ночных  богослужений  могут  возжигаться  в  очень  небольшом  количестве. А  при  чтении  Шестопсалмия  на  всенощном  бдении  положено  гасить  все  свечи,  кроме  свечей  в  середине  храма  для  чтеца,  пред  иконами  Христа,  Богоматери  и  храмовой  иконой  в  иконостасе.

Зато  при  праздничных  и  воскресных  богослужениях  по  чину  возжигаются  все  светильники,  в  том  числе  и  верхние  —  паникадило  и  поликадила,  создавая  образ  того  полного  света  Божия,  который  воссияет  верным  в  Царствии  Небесном.

В  пояснениях  к  Уставу  Богослужения  Православной  Церкви  есть  специальная  глава  «О  светильниках  и  об  освещении»,  где  подробно  рассказано  о  символике  и  назначении  каждого  из  светильников  ( подсвечников,  кадил,  лампад ).

Образ  и  форма  светильников  в  значительной  степени  определяются  его  предназначением  и  местоположением.  Одиночный  огонь  лампады  может  означать  одного  из  святых  Церкви.  Напольные  светильники  первообразом  своим  имеют  Божество,  являющееся  людям,  согласно  Ветхому  Завету,  в  виде  огненных  сущностей:  столпа,  водившего  народ  Израиля  по  Египту,  неопалимой  купины,  представшей  Моисею.

«Настольная  книга  священнослужителя»  трактует  паникадило,  ниспускающееся  сверху  в  центральную  часть  храма,  и  поликадила,  находящиеся  в  боковых  приделах,  как  символы  «собрания,  созвездия  людей,  освященных  благодатью  Духа  Святого,  просвещенных  огнем  веры,  горящих  огнем  любви  к  Богу…»

Литургист  XV  века  блаженный  Симеон,  архиепископ  Солунский,  уподобляет  свечи  в  хоросе  звездам,  а  круг,  где  поставлены  свечи,  называет  твердию.  Церковное  паникадило  несет  в  себе  характеристики  трех  высших  ангельских  чинов:  Серафимов  как  существ  «пламенеющих,  или  горящих»;  Херувимов,  имеющих  свойство  «обилия  познания,  или  излияния  мудрости»;  Престолов,  способных  «постоянно  возвышаться  над  всем  дольним,  премирно  стремиться  в  горние».  Поэтому  эти  светильники  и  спускаются  сверху  в  ту  часть  храма,  где  стоит  собрание  земной  Церкви,  призванной  духовно  стремиться  ввысь,  к  своим  небесным  собратьям.

Важнейшее  место  в  храме  —  за  престолом  в  алтаре  —  занимает  большой  подсвечник  на  семь  свечей  —  семисвечник.  Древнейший  его  прототип  описан  в  Ветхом  Завете  при  устройстве  скинии  Моисея.  В  Апокалипсисе  семь  звезд  означают  семь  Ангелов  семи  церквей,  а  семь  светильников  —  семь  церквей,  семь  духов  Божиих  ( Откр.  1 : 20,  4 : 5 ).

Семь  светильников  горят  перед  престолом  Вседержителя.  Так  объясняется  число  светильников  в  подсвечнике  —  семисвечнике.  Для  семисвечника  также  характерна  форма  стилизованного  дерева.  Расположенный  за  престолом  в  алтаре,  то  есть  в  самом  центре  церкви,  в  сердце  ее  микрокосмоса  этот  светильник  символизирует  мировое  древо  жизни,  которое  росло  в  центре  ветхозаветного  Рая.

Таково  краткое  описание  функционального  и  духовного  значения  церковных  светильников,  лампад  и  подсвечников.  Подсвечники  для  домашнего  использования  имеют  более  простые  формы,  отвечающие  их  главному  предназначению  —  держать  горящую  свечу  во  время  молитвы.

Современная  промышленность  предлагает  широкий  выбор  подсвечников,  которые  изготавливаются  из  разных  материалов,  многообразных  форм,  цветов  и  размеров,  выбрать  подходящий,  по  своему  вкусу,  достаточно  легко.  В  православном  магазине  «Воздвижение»  представлены  керамические  подсвечники  для  маленькой,  средней  и  большой    свечи  керамических  заводов  России  и  Украины.

Подсвечники
Подсвечники керамические
Подсвечники
Подсвечник для большой свечи   
Подсвечники
Подсвечник на три свечи

Эти  подсвечники  самые  популярные,  вследствие  своей  достаточно  низкой  цены  и  огромному  разнообразию  форм,  цветов  и  размеров,  но,  при  неаккуратном  обращении,  этот  подсвечник  очень  легко  можно  разбить.  Поэтому  подсвечники  из  натурального  камня  ( оникс )  или  металлические  намного  предпочтительнее,  практичнее,  так  как   служить  будут  значительно  дольше,  хотя  и  уступают  по  разнообразию  форм  и  размеров.

подсвечники металлические
Подсвечники металлические.
подсвечники из натурального камня ( оникс )
Подсвечники из натурального камня ( оникс )