Судьба Животворящего Древа после обретения Его равноапостольной царицей Еленой была не простой. Многие частицы Креста Господнего, как свядетельствует святитель Иоанн Златоуст, разошлись по миру малыми частицами, оправленные в золото и повешенные на шею. Часть Животворящего древа и гвозди от него святая царица Елена отправила своему сыну Константину Великому.
Остальное было заключено в серебряный ковчег и вручено предстоятелю Иерусалимской Церкви с приказанием свято хранить для грядущих поколений.
Эта православная святыня, Крест, на котором был распят Сын Божий, долгое время переходила из рук в руки, но Сила, Могущество и святость Креста были так велики, что даже иноверцы трепетали перед этой Святыней и оставляли ее неприкосновенной.
В царствование греческого императора Фоки персидский царь Хозрой, овладев Иерусалимом, похитил Животворящее древо. Преемник Фоки, император Ираклий отвоевал Святыню и вернул ее в Иерусалим. Причем это действо сопровождалось чудом.
Император Ираклий возжелал сам внести Божественное сокровище в город, но воля Божия не позволила ему в царском величии и блеске идти тем путем, коим шел на вольную смерть и страдания Сам Спаситель наш, неся крест свой в убожестве и уничижении.
И император внес Животворящее Древо в Иерусалим в простом одеянии и босой.
После этого Крест Господень несколько раз попадал в руки неверных, то арабов, то турок, которые, не смотря ни на что, должным образом относились к этой мировой реликвии. Так победитель в битве при Тивериаде, султан Саладин, отвоевавший православную святыню у крестоносцев, возвратил Животворящее Древо в храм Гроба Господня, где оно и находится по сей день, правда уже в уменьшенном виде (около полуаршина длины).
На страже святыни недремлемо стояли пастыри Иерусалимской церкви, хранили это сокровище для веков грядущих, но, чтобы Животворящее древо не было навсегда потеряно для церкви в случае истребления его неверными в одном месте, частицы Древа раздавались в пользу других церквей.
Такие частицы Животворящего Древа Господнего, иногда довольно значительные, есть в Иерусалиме в монастыре св. Креста; на Афоне в обителях Ватопедской, Есфигменской и Хиландарской; на острове Кипре, в городе Левкаре.
Православное отечество наше также имеет во многих обителях и церквах сокровище Животворящего Древа, но в малых частицах. Таким образом, хоть судьба Животворящего Древа после обретения Его и была непростой, но все же святыня эта хранилась и оберегалась 2000 лет. И дошла до нас.
Крест этот неизгладимо начертан на благодарных сердцах наших, а вещественный образ Его — перед нами в храме и на нас — на нашей груди, в наших жилищах.
«Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на нем же Христос, Царь Славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство!» (Стихира самогл.)