Вселенская родительская суббота

Вселенская родительская суббота

Вселенская  родительская  суббота,  которых  в  году  две,  это  суббота  особого  поминовения  всех  усопших  крещеных  христиан.  К  ним  относятся  Мясопустная  (за  неделю  до  Великого  поста)  и  Троицкая  (накануне  праздника  Пятидесятницы).

Хотя  Церковь  в  своих  ежедневных  молитвах  и  богослужениях  помнит  о  душах  умерших,  но  она  в  церковном  году  выделяет  еще  отдельные  дни  для  поминовения  и  молитвы  за  умерших.  Эти  дни  называются  поминальными  родительскими  субботами.

В  традиции  Русской  Православной  Церкви  к  таким  дням  особого  поминовения  относят:

  • Суббота  мясопустная
  • Суббота  2-й  седмицы  Великого поста
  • Суббота  3-й  седмицы  Великого  поста
  • Суббота  4-й  седмицы  Великого  поста
  • Радоница
  • Поминовение  усопших  воинов
  • Суббота  Троицкая  (накануне  праздника  Пятидесятницы)
  • Суббота  Димитриевская

Из  числа  этих  родительских  суббот  особо  выделяются  две  Вселенские  родительские  субботы.  Совершаемые  при  этом  панихиды,  указанные  уставом,  называются  вселенскими,  а  дни,  в  которые  совершается  поминовение,-  вселенскими  родительскими  субботами.

Накануне  родительской  субботы,  то  есть  вечером  в  пятницу,  в  православных  храмах  служится  великая  панихида,  которую  также  называют  греческим  словом  «парастас»,  а  в  субботу  утром  служат  заупокойную  Божественную  литургию,  после  нее  общую  панихиду.

Установление  мясопустной  родительской  субботы  восходит  к  преданию  апостольскому,  что  подтверждается  уставом  Святой  Церкви,  изложенным  в  V  веке  преподобным  Саввою  Освященным  на  основании  древнейшего  предания,  и  обыкновением  древних  христиан  стекаться  в  определенные  дни  на  кладбища  для  поминовения  умерших,  о  чем  сохранилось  письменное  свидетельство  IV  века.

Основанием  к  установлению  этого  поминовения  послужило  то,  что  в  воскресный  день  седмицы  мясопустной  Церковь  совершает  воспоминание  второго  пришествия  Христова,  и,  потому —  накануне  этого  дня,  как  бы  в  день,  предшествующий  страшному  суду  Христову,  и, —  притом — приближая  к  духовным  подвигам  Четыредесятницы,  предстательствует,  умоляя   Праведного  Судию  явить  им  Свою  милость  в  день  нелицеприятного  всем  воздания.

Великопостные  субботы,  как  мы  уже  сказали  выше,  заключают  в  себе  вторую  тему  или  измерение:  тему  смерти.  Мысль  о  конце  нашей  жизни  при  воспоминании  об  отошедших  уже  в  вечность  отрезвляюще  действует  на  каждого,  кто  забывает  о  вечности  и  прилепляется  всей  душой  к  тленному  и  мимолетному.  Молясь  за  умерших,  человек  думает  и  о  своем  неизбежном  конце,  когда  он  один  на  один  предстанет  перед  престолом  Всевышнего.

Троицкая родительская суббота приходится на субботу перед праздником Пятидесятницы, Святой Троицы. Это Вселенская родительская суббота, когда православные поминают своих умерших родственников.

Совершая поминовение, Церковь просит, чтобы благодать Духа Святого очистила грехи душ, от века усопших. Во всех храмах в Троицкую родительскую субботу совершаются заупокойное богослужение, торжественные панихиды.

Вселенская  родительская  суббота  это  древнейшая  традиция,  совершение вселенских родительских суббот восходит ко временам апостольским и происходит по Уставу Вселенской Православной Церкви.

Вселенские  поминальные  субботы  называются  родительскими  потому,  что  первоочередной  долг  наш  молитвенный — за  наших  родителей,  которые,  как  правило,  покидают  вперед  своих  детей  этот  мир.  Из  всех  людей,  чья  временная  земная  жизнь  окончена,  мы  в  первую  очередь  должны  тем,  через  кого  мы  этот  дар  жизни  получили —  родителям  и  прародителям  нашим.

Хотя  в  эти  дни  мы  поминаем  не  только  родителей,  но  и  других  людей,  зачастую  никакими  родственными  узами  с  нами  не  связанными.

В  древние  времена  был  обычай  во  время  парастаса  или  панихиды  ставить  в  церкви  блюдо  с  коливом.  Кутия,  иначе  коливо  (то  есть  вареная  пшеница,  смешанная  с  медом )  служит  напоминанием  о  Воскресении  умершего.

Как  зерно,  чтобы  образовать  колос  и  дать  плод,  должно  быть  положено  в  землю  и  там  истлеть,  так  и  тело  умершего  должно  быть  предано  земле  и  испытать  истление,  чтобы  потом  восстать  для  Будущей  жизни  ( 1  Кор. 15,  36 — 38;  Ин.  12,  24 ).

Мед  знаменует  сладость  будущей  жизни.  Коливо  является  не  только  постным  блюдом,  которое  едят  в  дни  Великого  поста  и  в  сочельник,  но  и  поминальным  блюдом.

В  этот  день  следует  поминать  своих  усопших  в  церкви.  Люди  подают  записочки  с  именами  близких  умерших  и  молятся  за  упокоение  их  души  в  загробном  мире.  По  старой  церковной  традиции,  в  храм  приносят  постные  продукты  и  вино  ( принято — кагор,  только  не  крепкие  спиртные  напитки )  для  совершения  литургии,  которые  освящаются  во  время  богослужения,  и  потом  раздают  тем,  кто  пожелает.

В  монастырях  традиционно  принимаются  записки  об  упокоении  на  весь  Великий  пост.  Это  означает,  что  так  называемые  «постовые»  записки  читаются  все  48  дней  Великого  поста.

Также  в  этот  день  принято  подавать  милостыню  неимущим  с  просьбой  помолиться  об  усопших.  После  посещения  храмов  православные  отправляются  на  кладбища,  читают  молитвы  за  упокой  умерших  родственников,  приводят  в  порядок  могилы.

Молитва за всякого усопшего

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троицу и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей за усопших родителей

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердный Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родителем (материю) моим (-ею) (имярек), душу же его (ея), яко отшедшею (-ия) к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (-а) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (нея или них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго (-ую) незабвеннаго (-ую) для мене раба (-у) Твоего (ю), родителя (матерь) моего (-ю) (имярек), но отпусти ему (ей) вся согрешения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земли, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистая Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердный Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе (матери) моем (ей) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюдуже отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имярек) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (-ей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единого уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити Заповеди Твоя; за благопопечение его-(ея) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия. Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *