Православное почитание святых угодников Божиих вытекает из убеждения, что все мы, спасающиеся и уже спасенные, живые и умершие, составляем единую Божию семью.
Церковь — это великое общество, охватывающее видимый и невидимый мир. Она построена на принципе любви, в Церкви каждый должен заботиться не только о себе, но и о благе и спасении других людей.
Святые — это те люди, которые более других проявляли любовь к ближним при своей жизни. Став христианами, мы вливаемся в великую семью и входим в тесное общение с Небесным миром и праведниками, там находящимися.
На создании живого общения Небесно-земной Церкви и на вере в силу молитвы основана древняя практика обращаться за помощью к святым мученикам и угодникам Божиим, почитание святых.
Святые не заслоняют собой Бога и не ослабляют надобности обращаться к нему, как к Небесному Отцу. Они совершеннее нас и ближе к Богу, по причине своей праведности находятся у престола Господня.
Святые — это яркие звезды, показывающие нам путь в Царство Небесное. Учение о почитании святых утверждено VII Вселенским собором ( VIII век ), на котором была признана действенность молитвы святым. Доказательств тому было великое множество.
Во время таинства Крещения человеку дается имя в честь какого-либо святого, который с этого времени становится его небесным покровителем. Каждому православному христианину следует знать «житие» — жизнь своего небесного покровителя — и молитвенно обращаться к нему за помощью и руководством.
Наши благочестивые предки старались отметить день памяти своего святого — «День Ангела» — причащением Святых Таин и праздновали этот день более торжественно, чем день рождения.
Велика сила молитвы! Господь Иисус Христос и Его апостолы учили христиан молиться за своих ближних: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного», — наставлял апостол Иаков ( Иак. 5, 16 ).
Молитва за других есть выражение любви к ним, и святые на Небе, молясь за нас, проявляют к нам свою братскую любовь и заботу. «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему ( Сыну Божию ), что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» ( 1 Ин. 5, 14 ) — апостол Иоанн Богослов.
Это «право» святые получили за свою праведную благочестивую жизнь или мученичество за Христа, бесстрашное исповедание своей веры, самоотверженное служение Церкви, а в утверждение всего этого Господь награждал их даром исцелений и пророчеств, а также властью над явлениями и законами природы.
Достаточно вспомнить житие святителя Спиридона Тримифунтского, святителя Николая Чудотворца и многих других угодников Божиих, которых как звезд на небе.
Таким образом святость, по учению Церкви, это такое действие благодати, при котором в человеке постоянно пребывает Святой Дух. Святость выше естественных человеческих качеств и сил даже в самом их привлекательном и благородном проявлении.
Достижение святости, с православной точки зрения, реально для каждого христианина. Внутренне святость характеризуется как непрестанно разгорающаяся в человеке любовь к Богу и ко всему, что Он создал.
Внешне святость проявляется через самоотвержение, смирение, готовность творить добро врагам, открытое исповедание православной веры вплоть до готовности пожертвовать своей жизнью ради этого, презрение к физическим удовольствиям и славе.
Кроме молитвенной помощи святые помогают нам достичь спасения и примером своей жизни. Знакомство с житиями святых обогащает христианина духовным опытом тех, которые усерднее других воплощали Евангелие в своей жизни.
Здесь столько ярких примеров живой веры, мужества, терпения. Будучи такими же людьми, как и мы, и преодолев самые трудные искушения, они воодушевляют нас терпеливо идти к Царству Небесному.
В давние времена, когда не было ни радио, ни телевидения, ни тем более интернета, в благочестивых семьях было заведено вечером, когда семья собиралась вместе, читать жития святых. Такой же порядок поддерживается во многих монастырях во время общих трапез.