Успение Богородицы — отдание праздника совершается Православной Церковью 23 августа / 5 сентября. Храмов и монастырей в честь Успения Пресвятой Богородицы повсеместно великое множество.
Поэтому вся эта неделя с 15 / 28 августа по 23 августа / 5 сентября широко празднуется по храмам и монастырям. Это престольный праздник во многих из них. Можно посмотреть два видео о праздновании в Свято — Успенском Николо — Васильевском монастыре, перейдя по ссылке и вторая ссылка.
Существует много икон, посвященных Успению Пресвятой Богородицы. Они очень любимы в народе. Многие из них обретены были волею Царицы Небесной, чудес и исцелений от этих святынь не счесть. Подробнее о чудотворных иконах Успения Божией Матери в отдельных статьях сайта.
Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви со времен апостольских. В I веке об Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит.
В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.
Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против.
Многие покушались на Ее жизнь, но бог хранил Ее от врагов. Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена.
Враги Спасителя всячески пытались воспрепятствовать этому, но ни стража, ни запоры не мешали Ей. Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться перед Гробом Господним, молиться Сыну Своему.
В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь.
С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами ( Сепфорой, Евигеей и Зоилой ). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении.
Пресвятая Дева молилась, чтобы Господь послал Ей апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив его рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия.
После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных.
Святитель Дамаскин говорит, что апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Святой апостол Иоанн Богослов с радостными слезами оповестил их, что Божией Матери настало время отойти ко Господу.
Войдя к Божией Матери, апостолы увидели Ее благолепно седящей на ложе, исполненную духовного веселия. После приветствий Пресвятая Дева начала беседу о предстоящей Ее кончине.
Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа семидесяти апостолов.
Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепно устроили погребение Матери Господней.
Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила за веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.
И вот настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица.
Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, перед которым померкли пылавшие свечи.
Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве.
Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко презре на смирение рабы Своея» — и поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему.
Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога. Этот момент отображается на иконе праздника.
Началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ахангелы взывали:
«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на «Господи, воззвах» )
Небесные врата возвысились, встречая душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.
Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая Сила Божия исцеляла больных, с верой и любовью прикасавшихся к священному одру.
Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел Иаков с другими из числа двенадцати апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы.
Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
Над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский.
Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения.
Первосвященники и книжники, пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, послали своих слуг, чтобы они разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли.
Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеной оградил его.
Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Многие из них были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти хотел опрокинуть одр, но Ангел Божий невидимо отсек его руки.
Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру апостолы могли положить его в гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем.
Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанно молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божиему апостолу Фоме не суждено было присутствовать на погребении Матери Господней.
Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся перед гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней.
Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение — поклониться святым останкам Приснодевы.
Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами-во все дни».
Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа») и воскликнули: «Пресвятая Богородица помогай нам».
Этим было положено начало чину возношения панагии — обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.
Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений.
Святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения.
Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир.