Успенский пост длится две недели, заканчивается он 28 августа днем Успения Пресвятой Богородицы. Если праздник Успения не самый древний в Церкви, то пост перед ним наименее древний из постов Православной Церкви и моложе даже Петрова поста.
История поста: История Успенского поста поучительна тем, что показывает, как пост этот создан, без содействия столь могущественной вообще в Церкви силы предания, одною горячею любовью к Богоматери, все как бы возраставшей в Церкви от все увеличивавшихся знаков Ее небесного попечения.
Успенский пост установлен в древние времена христианства — упоминания о нем известны с 450 года. По словам Льва Великого ( 450 год ), «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой закон воздержания.
Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу ( Петров пост ), для осени осенний — в седьмом месяце ( Успенский ), для зимы — зимний ( Рождественский )».
Впервые указание на Успенский пост можно встретить в Типиконе южно-итальянского Николо — Касулянского монастыря, а самое древнейшее — в деяниях Собора соединения, бывшего в 920 году.
Начало Успенского поста совпадает с праздником Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Хотя пост этот непродолжительный, всего две недели, по строгости он равен Великому посту. Таким строгим он стал постепенно.
Связано это с тем, что правила о пище в дни этого поста формировались в период распространения так называемого Иерусалимского устава, который сам по себе более строгий, чем уставы студийской традиции, использовавшиеся в Русской Церкви до XV века.
Церковь, как заботливая мать, дабы поддержать духовные силы своих чад, издавна установила в течение поста три праздника, связанных с благословением нового урожая плодов земных:
14 августа — Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня и Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, в народе называемый «Медовый Спас«.
19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, двунадесятый праздник, в народной традиции также именуемый «Яблочный Спас«.
29 августа — Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, иногда называемый «Ореховый Спас» или третий Спас.
Духовное значение поста: Успенский пост, как и любой другой, имеет своей целью усиление духовной жизни. Пост непременно должен сочетаться с молитвой, покаянием, борьбой с греховными страстями и привычками, совершением добрых дел милосердия.
Плоды истинного поста — победа над собой, над своей греховностью, духовная радость, любовь к Богу и людям. Богу угоден не наш пост, а плоды поста.
Соблюдение Успенского поста помогает нам уподобиться Пресвятой Богородице, послушной рабе Господней, Которая услышала Его слово и сохранила его лучше, чем кто-либо когда-либо это делал или мог сделать.
Еще одной целью Успенского поста можно считать желание Церкви напомнить нам о необходимости собственного духовного роста, богоуподобления и преображения нашего внутреннего мира.
А ввиду кратковременности Успенского поста, его можно считать не тяжелым и духовно полезным даже для тех, кто предпринимает только первые шаги на пути к настоящему воцерковлению.
В отличие от «голодного» Петровского поста, Успенский пост в народе именуется «лакомкой», так как в этот период лета много плодов нового урожая.
Два Спаса ( медовый и яблочный ), празднуемые в дни Успенского поста, дали повод для появления поговорки: «Петровка — голодовка, а Спасовка — лакомка».