Успенский пост

Успенский пост
Икона Успения Пресвятой Богородицы Псково-Печерская

Успенский  пост  длится  две  недели,  заканчивается  он  28  августа  днем  Успения  Пресвятой  Богородицы.  Если  праздник  Успения  не  самый  древний  в  Церкви,  то  пост  перед  ним  наименее  древний  из  постов  Православной  Церкви  и  моложе  даже  Петрова  поста.

История  поста:  История  Успенского  поста  поучительна  тем,  что  показывает,  как  пост  этот  создан,  без  содействия  столь  могущественной  вообще  в  Церкви  силы  предания,  одною  горячею  любовью  к  Богоматери,  все  как  бы  возраставшей  в  Церкви  от  все  увеличивавшихся  знаков  Ее  небесного  попечения.

Успенский  пост  установлен  в  древние  времена  христианства — упоминания  о  нем  известны  с  450  года.  По  словам  Льва  Великого  ( 450 год ),  «Церковные  посты  расположены  в  году  так,  что  для  каждого  времени  предписан  свой  закон  воздержания.

Так  для  весны  весенний  пост — в  Четыредесятницу,  для  лета  летний — в  Пятидесятницу  ( Петров  пост ),  для  осени  осенний — в  седьмом  месяце  ( Успенский ),  для  зимы — зимний  ( Рождественский )».

Впервые  указание  на  Успенский  пост  можно  встретить  в  Типиконе  южно-итальянского  Николо — Касулянского  монастыря,  а  самое  древнейшее — в  деяниях  Собора  соединения,  бывшего  в  920  году.

Начало  Успенского  поста  совпадает  с  праздником  Происхождения  Честных  Древ  Животворящего  Креста  Господня.   Хотя  пост  этот  непродолжительный,  всего  две  недели,  по  строгости  он  равен  Великому  посту.  Таким  строгим  он  стал  постепенно.

Связано  это  с  тем,  что  правила  о  пище  в  дни  этого  поста  формировались  в  период  распространения  так  называемого  Иерусалимского  устава,  который  сам  по  себе  более  строгий,  чем  уставы  студийской  традиции,  использовавшиеся  в  Русской  Церкви  до  XV  века.

Церковь,  как  заботливая  мать,  дабы  поддержать  духовные  силы  своих  чад,  издавна  установила  в  течение  поста  три  праздника,  связанных  с  благословением  нового  урожая  плодов  земных:  

14  августа — Происхождение  Честных  Древ  Животворящего  Креста  Господня  и  Празднество  Всемилостивому  Спасу  и  Пресвятой  Богородице,  в  народе  называемый  «Медовый  Спас«.  

19  августа — Преображение  Господа  Бога  и  Спаса  нашего  Иисуса  Христа,  двунадесятый  праздник,  в  народной  традиции  также  именуемый  «Яблочный  Спас«.

29  августа — Перенесение  из  Едессы  в  Константинополь  Нерукотворного  Образа  Господа  Иисуса  Христа,  иногда  называемый  «Ореховый  Спас»  или  третий  Спас.

Духовное  значение  поста:  Успенский  пост,  как  и  любой  другой,  имеет  своей  целью  усиление  духовной  жизни.  Пост  непременно  должен  сочетаться  с  молитвой,  покаянием,  борьбой  с  греховными  страстями  и  привычками,  совершением  добрых  дел  милосердия.

Плоды  истинного  поста — победа  над  собой,  над  своей  греховностью,  духовная  радость,  любовь  к  Богу  и  людям.  Богу  угоден  не  наш  пост,  а  плоды  поста.

Соблюдение  Успенского  поста  помогает  нам  уподобиться  Пресвятой  Богородице,  послушной  рабе  Господней,  Которая  услышала  Его  слово  и  сохранила  его  лучше,  чем  кто-либо  когда-либо  это  делал  или  мог  сделать.

Еще  одной  целью  Успенского  поста  можно  считать  желание  Церкви  напомнить  нам  о  необходимости  собственного  духовного  роста,  богоуподобления  и  преображения  нашего  внутреннего  мира.

А  ввиду  кратковременности  Успенского  поста,  его  можно  считать  не  тяжелым  и  духовно  полезным  даже  для  тех,  кто  предпринимает  только  первые  шаги  на  пути  к  настоящему  воцерковлению.

В  отличие  от  «голодного»  Петровского  поста,  Успенский  пост  в  народе  именуется  «лакомкой»,  так  как  в  этот  период  лета  много  плодов  нового  урожая.

  Два  Спаса  ( медовый  и  яблочный ),  празднуемые  в  дни  Успенского  поста,  дали  повод  для  появления  поговорки:  «Петровка — голодовка,  а  Спасовка — лакомка».  

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *