Феодотьевская икона Божией Матери — одна из самых чтимых святынь города Рязани, неоднократно избавлявшая город и окрестности от многих напастей, от бездожия, моровой язвы, нападений вражиих. Перед ней всегда бывает множество молящихся.
История образа: Согласно местного предания, икона «Одигитрия» была принесена в старую Рязань еще до 1225 года епископом Евфросином Святогорцем с Афона и находилась в Успенском соборе древней столицы Рязанского княжества. В декабре 1237 года город был разорен и сожжен до тла Батыем. Икона исчезла.
Икона Божией Матери была явлена в 1483 году в окрестностях Рязани. Произошло это в пустынном месте, которое прозывалось местными жителями «Старое поле», близ села Феодотьево (ныне село Федотьево Спасского района Рязанской области), по которому образ и получил свое название.
Старое поле находится между селами Торчино и Федотьево, причем географически ближе к Торчино, чем к Федотьево, но так как Торчино входило в приход Успенской церкви села Феодотьево, то икону назвали Феодотьевской (Федот по церковно- славянски — Феодот).
О подробностях обретения иконы предание умалчивает, но святой образ сразу ознаменовал себя чудесами и исцелениями, поэтому чудотворная икона сия в 1611 году была перенесена в город Рязань и поставлена в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, с подобающей ей честью.
С Феодотьевской иконы Божией Матери в 1611 году, по благословению Рязанского архиепископа Феодорита, была сделаны две копии, по образу и подобию чудотворной иконы. Одна из них была послана в село Феодотьево, где она почиталась местными жителями не меньше, чем первообраз. Этот список XVII века сохранился. Пребывает он не в самом Федотьево, а в церкви Вознесения Господня в городе Спасск-Рязанский.
Место обретения Феодотьевской иконы местные жители тоже почтили. В 1720 году на Старом поле был построен Ризоположенский храм. Название его связано с тем, что Феодотьевская икона Божией Матери явилась именно на праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернском храме.
Позднее этот храм упразднили, разобрали и перенесли в Феодотьево, в котором на момент революции 1917 года было два храма: Успенский и Ризоположенский, а в Торчино церковь в честь святителя Николая. Новая власть уничтожила их все. Чудотворный список Феодотьевской иконы жители спасли.
Хранили святыню, передавая из рук в руки, благоговейно и бережно все годы революционного лихолетья, Великой Отечественной войны, Хрущевского богоборчества. Когда храмы уничтожили, люди ходили молиться под открытым небом на место обретения образа, особенно в военные годы. Они были убеждены, что Пресвятая Богородица их слышит.
В 2007 году на средства благотворителя на Старом поле был воздвигнут новый Ризоположенский храм. В народе ходят легенды о чудесах, происходивших во время его строительства. Один работник, ночевавший в храме, видел каждую ночь свет в алтаре. Попасть в эту церковь не так-то просто: добраться до Торчино можно только летом, да и то в сухую погоду.
В Федотьево же на месте разрушенной Успенской церкви построена новая — в честь Феодотьевской иконы Божией Матери, и хоть чудотворного списка XVII века сейчас здесь нет, это не расстраивает местных жителей. Они верят, что это место так намолено, что все здесь становится чудотворным. В начале 2000 годов для храма изготовили копию Феодотьевской иконы, которая в 2007 году замироточила.
Другой список иконы 1611 года был передан в Борисо-Глебский храм, ныне кафедральный собор города Рязани. Здесь пребывает сейчас более поздний список чудотворного образа, так как первоначальный был утерян. На обратной стороне иконы была сделана надпись, повествующая об истории обретения иконы и истории написания списка.
Феодотьевская икона в городе Рязани была выносной, но на оборотной стороне не имела никакого изображения. В том же 1611 году Владыка Феодорит благословил написать на ней «Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня» («Святые благоверные Константин и Елена» ). В 1714 году икона была поновлена.
О первообразе ничего не известно. Согласно историческим документам, при закрытии Успенского собора в 30-х годах ХХ века была составлена опись изъятых ценностей, среди которых называлась Феодотьевская икона Божией Матери, с дополнением, что она сильно пострадала от времени, но, где она сейчас, данных нет.
Хотя появились сведения, что чудотворная Феодотьевская икона Божией Матери, первообраз, находится в запасниках историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский Кремль» (книга Игоря Евсина «Торчино, Мокрицы, Феодотьево», о рязанской Феодотьевской иконе http://www.ruskmir.ru/2016/10/novye-chudesa-ot-feodotevskoj-ikony/ ).
В 1997 коду в 510-ю годовщину явления Феодотьевкой иконы Божией Матери была освящена 15 июля часовня на месте явления образа и был совершен крестный ход в Торчино, оттуда в Михали, где к тому времени стал действовать и возрождаться храм в честь Архангела Михаила.
После молебна в этом храме крестный ход пошел в Старую Рязань. Местночтимая Феодотьевская икона Божией Матери торжественно, с пением Богородичных молитв была обнесена по периметру разрушенной татарами столицы древнего Рязанского княжества. Торжества завершились в Спасске.
Так началась традиция крестных ходов с местночтимым Феодотьевским образом Божией Матери, которые по благословению рязанского архиерея владыки Павла стала организовывать рязанская общественная организация «Истоки». В настоящее время крестные ходы проходят ежегодно 15 июля. Они начинаются из Федотьева и Михали и завершаются на месте явления чудотворной иконы, где в 2003 году был установлен поклонный крест.
Чудотворения: Чудесные исцеления силой Божией Матери продолжали совершаться от Ее образа как в городе Рязани, на новом месте нахождения, так и в селе Феодотьево. В 1771 году повсеместно свирепствовала моровая язва, уносившая тысячи жизней.
Феодотьевскую икону носили по городу Рязани и по окрестным селам, заносили в дома, уже пораженные болезнью, служили молебен и акафист, и болезнь тотчас отступала. Если заносили в дом, в который болезнь еще не была занесена, то в нем она и не появлялась. Город был спасен.
Не менее замечательный случай помощи Пресвятой Богородицы произошел в 1812 году. В доме одного жителя Рязани лежала больная свояченица Ксения, страдавшая от болезни глаз, в результате которой она практически потеряла зрение и терпела сильные боли.
19 марта 1812 года в соседний дом, по просьбе в нем проживающих, была принесена Феодотьевская икона Божией Матери, по заведенному в Рязани порядку, когда во во время важных или сложных жизненных ситуаций в домах жителей совершался перед святой иконой молебен с акафистом.
Сестра болящей пошла в соседний дом с просьбой занести икону и в свой дом, а сама Ксения задремала и увидела незнакомую женщину, предлагавшую ей встать и встречать Великую Гостью, Которая дарует ей избавление от болезни и прозрение. Ксения пробудилась в недоумении и тревоге.
Вскоре принесли чудотворную икону и начали служить молебен, а затем акафист. При чтении кондака «О, Всепетая Мати» глаза больной внезапно раскрылись, и она увидела ясно свет и все окружающее. В величайшей радости болящая повторяла «Слава Богу! Слава Богу!…».
Иконография: Иконографический тип — Одигитрия. Поясное изображение Божией Матери, держащей на левой руке Богомладенца. Предвечный Младенец изображен почти фронтально. Он правой рукой благословляет, а левой держит свиток. Лики написаны на золотистом фоне, краски очень теплые. Икона небольшого размера.
Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об избавлении от душевных и телесных страданий, от моровых поветрий, о благословении на брак детей.
Празднование: Празднование было установлено в 1618 году — 2 / 15 июля.