Икона Богородицы «Вертоград закюченный» находится в собрании Государственной Третьяковской галереи, написана Никитой Павловцом, одним из известнейших иконописцев Оружейной палаты второй половины XVII века, мастерство которого высоко ценилось русскими государями и современниками.
Икона Богородицы «Вертоград заключенный» — это один из известнейших шедевров русской иконописи (датируется 1670 годом). В Третьяковскую галерею икона поступила в 1940 году из частного собрания московского коллекционера князя С. А. Щербатова.
Иконография: Источником для иконографии образа «Вертоград заключенный» послужила библейская Песнь песней, а точнее такие ее стихи: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами». (Песн. 4: 12-15)
Подобные композиции имели особую популярность в западноевропейском средневековом искусстве под названием hortus conclusus. По распространенному в западноевропейской литературе толкованию, образ невесты и образ сада связывались с Богоматерью.
Имеющиеся упоминания русских авторов (сочинения С. Моховикова, Д. Ровинского, Е. Поселянина) о композиции «Вертоград заключенный» не содержат описаний, на основании которых можно было сделать заключение о существовании иконографической традиции.
По мнению многих исследователей, икона Богородицы «Вертоград заключенный» Никиты Павловца опирается на западноевропейские образцы, хотя и не копирует ни одного из них, а также не имеет своим источником композицию из Страшного суда, также называемую «Вертоград заключенный», где Пресвятая Богородица представлена на фоне райского сада, сидящей на троне между двумя ангелами.
Икона Богородицы «Вертоград заключенный» совершенно уникальна с точки зрения общего художественного строя и иконографии, которая является практически неисследованной. Икона являет собой совершенно новое явление, не имеющее аналогов в древнерусском искусстве.
Пресвятая Богородица изображена в царственных одеждах из тяжелой парчи с золотыми цветами и Богомладенцем на руках стоящей в саду. Два летящих ангела поддерживают корону над Ее головой. Это «коронование» свидетельствует о заимствовании с западных образцов, в католичестве «коронуют» наиболее почитаемые иконы.
Сад представлен четырехугольным, огороженным невысокой золотой балюстрадой, и насаженным строгими рядами трав и цветов. Цветы, в основном тюльпаны и гвоздики, стоят также в вазах по углам ограды и у водоема. Строго регулярная планировка райского сада являлась одним из многочисленных свойств, приписываемых раю. Например, в видении Андрея Юродивого.
Пресвятая Богородица, стоящая словно на солее перед алтарем, представлена на иконе как дверь царских врат, ведущая в святая святых храма, дверь в рай. В то же время Она представляет собою и образ всей Церкви — Невесты Христовой, Царицы с Царственным Младенцем на руках, Который изображен с державой.
Звучит в связи с этим и тема страстей Христовых, ибо Царь славы во время литургии невидимо проходит через главные врата иконостаса, которые потому и получили название царских, при перенесении Святых даров из жертвенника на престол. Богоматерь словно предчувствует жертвенную смерть Спасителя — в правой руке у Нее красная гвоздика, символ крестных мук Господа.
Иконописец создал утонченный и настолько лиричный образ Пресвятой Девы, насколько это было возможно в рамках православной иконы. Водоем, о котором говорится в самой Песне песней, здесь присутствует в нижней части иконы также не случайно, ибо Богородица является источником жизни для всего человечества.
Служба иконе Божией Матери «Живоносный источник» совершается в пятницу Светлой Пасхальной седмицы: «Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси — Царя Христа вовеки!» (8-я песнь канона).
В Православии икона Богородицы «Вертоград заключенный» почитается чудотворной. Она небольшая по размеру 32,5 на 28,5 см. Икона Богородицы «Вертоград заключенный» написана на цельной липовой доске, к которой с тыльной стороны приклеена кипарисовая доска.
Средник иконы, ее поля и торцы оклеены цельным куском залевкашенной паволоки, частично поврежденной. Изображение Святого Духа в виде голубя, располагавшееся в верхней части иконы, в арке над фигурами ангелов, к сожалению, тоже почти утрачено, от него остались только фрагменты.
Икона Богородицы «Вертогград заключенный» не имеет известных списков.
Молитвенная традиция: Перед иконой Богородицы «Вертоград заключенный» молятся о душевном умиротворении и за своих умерших близких. Иконе написана молитва и величание.
Празднование: 14 / 27 марта
Молитва
Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая Богородице, Пренепорочная Владычице, Небесная Царице, Мати Царя вышних сил, Творца небесе и земли, едина радости Ходатаице всему миру, рождшая Господа нашего Иисуса Христа, земным всем Спасителя!
Вопию Ти припадая: приими молебное сие пение благодарственное от недостойнаго раба Твоего и от скверных устен моих, не презри мене, Всегосподованная Царице. Ибо никтоже прететекаяй к Тебе посрамлен бысть, или кто призываяй Тя не услышан от Тебе изыде; яко вся стихии, небо и земля, воздух и море повинуются Тебе, и вси противни дуси страхом обдержими трепещут, боящеся имене святаго Твоего, ведуще Тя Матерь Божию. Кто паки надежду возложивый на Тя погибе? Точию отметающиися покланятися образу Твоему написанному, егоже вся силы небесныя чтут, вся же колена земная, христианский род и всяк возраст верных, славословяще покланяемся, Пречистая, благоговейно почитающе. Не имамы бо инаго Бога, разве Сына Твоего, со Отцем присно и Духом Святым, во Единем Божестве, от всея твари славимаго и покланяемаго, и Тебе по Господе Бозе Госпожу Богородицу исповедуем, истиннаго Бога нашего Матерь, и любезно вси почитаем, Госпоже. Милостива убо нам Сына Твоего сотвори, паче же покажи на мне обычное Твое милосердие, можеши бо, елика хощеши: умоли о мне, яко удалихся от Него за безчисленная и скверная беззакония моя, и толико прогневах благосердие Его, и огорчих человеколюбную Его благость и многое милосердие и милость, яко несмь достоин от Него помилован быти, аще не Ты умилостивиши Его о мне, Госпоже Царице и Богомати, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаю, теплей Помощнице и скорей Заступнице, не имам бо иныя разве Тебе к Нему Ходатаицы. Ей, Царице, моя Владычице, Пречистая Госпоже Богородице, несть ми инаго высочайшаго на земли и на небеси, якоже Ты по Господе Бозе моем Иисусе Христе, и на Тя всю мою надежду имам, Пречистая Дево. Темже на Твой пресвятый образ взирая, яко истинную Самую Тя зрю Богородицу, верою сердечною и любовию от души припадая, покланяюся Тебе с Превечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисус Христом, боголепно почитая, и молебная пения и молитвы принося Ти, ужасаюся, и трепещу за недостоинство мое, и вопию Ти: помилуй мя, Мати Божия, и покажи на мне убозем древния милости Твоя. Якоже иногда древле всесильным Твоим воеводством спасла еси царствующий град Твой от скифскаго воеводы зверообразнаго, лукаваго вепря, предстателя бесов, онаго прегордаго кагана*, и разсвирепеющим морем тьмочисленная воинства потопила еси, вопиющая и нападающая на град Твой; и паки, с небесе одождением горящих камык, тьмы кораблей в мори бреющем развари еси; и ныне, едина Богомати, едина Ты таяжде сущи, яви на мне человеколюбное Твое заступление. Победи невидимыя полки сатанины, душевный мой град распленившия, и царствующую душу мою в нем стрелою беззакония уязвившия, и всего мя мечми любодействия изсекшия, и греховным копием прободшия; ибо еле жива оставиша, и в рове греховнем затвориша мя нечувствия, и окаменение сердечное наложиша ми, яко едва ощущаюся, не могий от порабощения тех свободитися. Но к Тебе Матери Господа моего рыданием слез зову: предстани ми в помощь скоро, да не до конца погибну, исхити мя из руки тех, и извлецы мя из греховнаго рова, возстави паки душевный мой град, и ума владыку в нем воцари, и над всеми чувствы укрепи, неприступна и страшна врагом покажи; да вси уведят, яко Тобою содержимь есмь. Спасающи спаси, Владычице Дево, душу мою, якоже Твой град иногда, на Тя уповающий, спасла еси, на славу и заступление верным, на посрамление же нечестивым, и во веки на безконечное их мучение, на величие же и похвалу от рода в роды правоверному христианскому роду. Темже Твою помощь проповедую велегласно, и онаго Твоего великаго заступления страшное воеводство воспоминая, Тебе Взбранной Воеводе победительная восписую раб Твой, Богородице, и молебное сие акафистово приношу благодарение: приими е, и принеси Твоему Сыну и Богу, и о мне, Царице, с небесными вои и с лики святых всех, Ему предложи. В день же судный не забуди мене, и недостойнаго моего моления, и веры моея, яже к Тебе, и все упование мое возложенное на Тя воспомяни. Утеши оскорбленнаго мене, и телесное облегчи озлобление, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством. Да путь маловременнаго сего жития добре и непреткновенно возмогу прейти, и вечная оная благая получу, и славословлю Твое твердое заступление, яко багословена еси, с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.
* Каган — наименование хазарского князя (от хазар).
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.