Воскресенье накануне Великого поста называется Прощеное воскресенье или «Прощеный день». Это имеет глубокий смысл. Прощеное воскресенье — кульминация подготовительного периода к Великому посту. В этот день принято прощать друг другу обиды, чтобы на следующий день с чистой совестью начать Великий пост .
В Прощеное воскресенье принято навещать родственников. В прежние времена младшие ходили к старшим, бедные — к богатым; новобрачные ездили к тестю и теще, отдаривали их и сватов за свадебные подарки, на «прощание» дарили пряники. В каждой семье «прощались» после ужина: дети кланялись в ноги родителям, целовались друг с другом и на слова «Прости меня» отвечали: «Бог тебя простит, меня прости» или «Бог тебя простит, и я прощаю».
Этот обычай сложился в древние времена. В монастырях, на весь Великий пост монахи расходились по пустыне, уединенно или парами, не зная, вернутся ли они обратно к Пасхе . Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было для них очень важно.
В наше время в православной церкви этот обычай также существует, это древнейшая церковная традиция. Духовенство, обращаясь к народу, просит прощения у людей, и прихожане друг у друга. Особенно торжественно Прощеное воскресенье проходит в монастырях: настоятель и все монахи просят прощения лично у каждого и друг у друга.
Испрашивая прощение у ближнего, и, прощая его, мы пытаемся примириться с Богом, который , по милости Своей, прощает нам наши грехи. Сам Христос положил начало этому обычаю своими словами в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит согрешений ваших» ( Мф. 6 : 14 — 15 ). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.
Великий пост — это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, поэтому нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, то есть действительно со всеми примириться, всех от сердца простить. Мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы во взаимоотношениях.
Мы также должны просить прощения у всех людей вообще — как наших братьев и сестер — за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все члены Единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу — это одна из ключевых мыслей Писания.
Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Христос, испытывая на Кресте муки, которые нам страшно и представить, простил своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно..
Кроме того нужно помнить, что люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить, мы потихоньку учимся смирению. Ничего случайного не бывает, и Бог все творит для нашей пользы.