Рудосельская икона Божией Матери — местночтимая чудотворная икона Пресвятой Богородицы, включенная в православный церковный календарь Украинской Православной Церкви — находится в Свято-Троицком храме поселка Рудое Село Володарского района под Киевом, по которому и получила свое наименование.
Местные жители очень почитают икону. Ранее был заведен обычай носить икону в дома тяжело болящих, которые после молитв пред образом и отслуженного молебна получали облегчение недугов или полное исцеление. Подле иконы долгое время стоял костыль женщины, которой он не понадобился более после молитвы перед образом.
История образа: История обретения святого образа очень необычна, началась она в конце XVIII века. Рудое Село до революции принадлежало помещику Станиславу Залесскому, здесь находилось его имение. Помещик долгое время страдал астмой, лечение у знаменитых врачей не приносило ему облегчения, и он более уповал на Бога и Пресвятую Богородицу.
Пан Станислав часто ездил в Польшу в Ченстохов на излечение, а также чтобы помолиться у Ченстоховской иконы Божией Матери. Там однажды он приобрел на ярмарке довольно древнюю икону Пресвятой Богородицы, которая ему очень полюбилась, и он дни и ночи молился перед образом, прося избавить его от недуга.
Вскоре он действительно выздоровел и вернулся в свое имение в Рудое Село. Икона Матери Божией, купленная им в Польше, осталась в Ченстохове, он решил не брать с собой громоздкое полотно. Спустя какое-то время пан Станислав устроил на какой-то праздник пир, пригласив большое колиство гостей. Блюда сменяли одно за другим, наконец что-то понадобилось из продуктов, хранившихся в погребе, и туда отправили служанку.
Богобоязненная девушка вернулась в страхе назад, сообщив, что в погребе находится икона Пресвятой Богородицы и источает свечение. Сам пан Станислав вынужден был спуститься в погреб, чтобы выяснить, в чем там дело. В иконе он признал купленный им в Польше образ и забытый там.
От иконы раздался голос: «Когда ты болел, то молился Мне, а когда выздоровел, то забыл Меня». В смятении и раскаянии помещик пал пред образом на колени и стал умолять Царицу Небесную простить его грешного за его опрометчивый поступок. Долго и усердно молился он, потом решил, что не подобает святой иконе находиться в погребе.
Все попытки перенести икону не увенчались успехом. Она делалась столь тяжелой, что невозможно было просто сдвинуть ее с места. Пан Станислав горевал и сокрушался, но поделать ничего не мог. Погреб по возможности облаголепили: побелили стены, застелили пол коврами, и некоторое время Рудосельская икона Божией Матери, прозванная так с той поры, пребывала в погребе.
Среди гостей возникло замешательство. Известие о чудесном явлении иконы поразило местных жителей, быстро распространившись по селу. Многие захотели увидеть чудотворный образ. Для иконы была приготовлена и прибрана хата. Местный священник со всем клиром спустился в погреб и отслужил молебен.
После молебна отроковицы легко подняли икону и торжественно препроводили ее на новое место. Пан Станислав настолько был поражен случившемся, что решил построить в селе православную церковь, сам будучи католиком. Решение свое он не успел завершить, умер, не достроив храм. Достроить его помог направленный в село священник отец Захарий Оппоков, дед известного историка и политика Михаила Грушевского.
Батюшка написал письмо царю Николаю I с жалобой на притеснения поляков, ущемлявших права православных. Царь отправил в Рудое Село чиновника с ревизией. Местная шляхта быстро среагтровала и собрала деньги на строительство храма. Так появилась в селе Свято-Троицкая церковь, где и поместили чудотворную икону. Каменный храм в селе теперь является памятником архитектуры XIX века, хотя уникальный дворец Залесского постепенно разрушается.
Рудосельская икона Божией Матери скоро стала известна повсеместно, к ней потянулись страждующие с дальних и ближних мест. Многие получали исцеления. В революционное лихолетье жители села, передавая друг по другу чудотворный образ, сберегли его. Над погребом, где была обретена Рудосельская икона Божией Матери планируют построить часовню.
Иконография: Иконографический тип — Одигитрия работы неизвестного галицкого мастера. На головах Богоматери и Богомладенца венцы. Предвечный Младенец восседает на левой руке Богоматери, правая рука Его поднята в благословляющем жесте, в левой руке Он держит Евангелие. Сколько лет иконе — точно неизвестно. Эксперты, изучавшие ее, утверждают, что написана Рудосельская икона Божией Матери во второй половине XVII века.
В селе Рудое село Рудосельская икона Божией Матери появилась в начале XIX века. Предыдущая история образа неизвестна. Неоднократно Рудосельскую икону Божией Матери похищали. Однажды похитители были задержаны на таможне при попытке вывезти святыню в Польшу. Каждый раз эта дивная икона возвращалась на место, которое сама себе избрала.
Молитвенная традиция: Перед Рудосельской иконой Божией Матери молятся в болезнях опорно-двигательного аппарата, при болезнях глаз и других телесных и душевных недугах.
Празднование: 29 июля / 11 августа и в День Святого Духа.
Решение об общецерковном прославлении Рудосельской иконы Божией Матери принято Священным Синодом Украинской Православной Церкви 1 апреля 2015 года. Ежегодно с чудотворным образом совершается трехдневный крестный ход. Праздничную Божественную литургию в Свято-Троицком храме совершает митрополит Бориспольский и Броварский Антоний.
Тропарь Рудосельськой иконе Божией Матери (4-й гл.)
Пресвятая владычице Богородице/большия грады и малыя веси заступающая/пришествием Своим Рудое Село освятившая/и нерадение прежде молящегося к Тебе обличившая/многократно окрестныя веси спасающая/не остави и нас молящихся Тебе/но буди нам во веки Всеблагая Заступница.
Кондак Рудосельской иконе Божией Матери (6-й гл.)
Яко бисер многоценен, обретеся под спудом чесная икона Твоя, Пречистая, и потекоша от нея струи исцеления изобильно. Отмый струями милости Твоея грехи и беззакония наша и даруй нам селения святых.