Благоверный князь Владимир Мономах

Благоверный  князь  Владимир  Мономах

Благоверный  князь  Владимир  Мономах,  великий  князь  Киевский,  оставшийся  в  памяти  потомков  как  идеал  правителя,  подлинный  защитник  Русской  земли,  полководец,  писатель,  мыслитель,  государственный  деятель,  выстраивавший  новое  политическое  здание  государства  на  выработанной  им  нравственной  системе,  которая  нашла  свое  отражение  в  его  сочинениях  и  базировалась  на  христианских  принципах  всепрощения  и  братолюбия.

«Научись,  верующий  человек,  быть  благочестию  свершителем,  научись,  по  евангельскому  слову,  очам  управлению,  языка  воздержанию,  ума  смирению,  тела  подчинению,  гнева  подавлению,  иметь  помыслы  чистые,  побуждая  себя  на  добрые  дела  Господа  ради;  лишаемый — не  мсти,  ненавидимый — люби,  гонимый — терпи,  хулимый — молчи,  умертви  грех», —  писал  благоверный  князь  Владимир  Мономах  в  своем  «Поучении».

Житие:  Владимир  Всеволодович  Мономах,  в  святом  крещении  Василий  в  честь  святителя  Василия  Великого,  родился  в  Переяславле  23  мая  1053  года.  Он  был  внуком  благоверного  князя  Ярослава  Мудрого,  сыном  благоверного  князя  Всеволода  Ярославича  и  дочери  византийского  императора  Константина  IX  Мономаха  (отсюда  и  произошло  прозвище  Владимира)  Марии.

Свое  детство  и  юность  благоверный  князь  Владимир  Мономах  провел  при  дворе  своего  отца  Всеволода  Ярославича  в  Переяславле-Южном,  здесь  же  он  получил  образование.  Очень  рано  начал  возглавлять  отцовскую  дружину,  осуществлял  далекие  походы,  воевал  с  половцами.  В  1078  году  Всеволод  Ярославич  стал  великим  князем,  а  Владимир  получил  Чернигов.

После  смерти  отца  в  1093  году  благоверный  князь  Владимир  Мономах  поступил  мудро,  не  стал  препятствовать  занятию  Киевского  престола  его  двоюродным  братом  Святополком,  не  желая  братоубийственной  войны,  хотя  у  него  такая  возможность  стать  великим  князем  была.

Женат  благоверный  князь  Владимир  Мономах  был  трижды.  Наиболее  известна  из  его  жен  Гита  Уэссекская,  дочь  последнего  англосаксонского  короля  Англии  Гарольда  II  Годвинсона.  После  смерти  великого  князя  Святополка  Изяславича  в  1113  году  киевляне  дважды  призывали  Владимира  Мономаха  на  княжение  в  Киеве,  он  приехал  только  после  второго  приглашения  от  киевских  бояр.

Княжение  Владимира  Мономаха  было  периодом  последнего  усиления  Киевской  Руси.  Через  своих  сыновей  он  управлял  3/4  ее  территории.  На  протяжении  своего  правления  он  твердой  рукой  сохранял  политическое  и  духовное  единство  Руси,  потушил  пожар  княжеских  междоусобиц,  совершив  несколько  удачных  походов  против  половцев,  благоверный  князь  Владимир  Мономах  на  несколько  десятилетий  остановил  их  набеги. 

Благоверный  князь  Владимир  Мономах 

Прожив  72  года,  благоверный  князь  Владимир  Мономах  только  12  лет  правил  Киевом,  но  оставил  такой  заметный  след  в  истории   государства,  что  благодарные  потомки  почитают  его  как  талантливого  полководца  и  идеального  правителя.  Его  духовное  завещание  не  потеряло  своей  актуальности  до  сих  пор. 

Автор  Ипатьевской  летописи  называет  князя  «добрым  страдальцем  за  Русскую  землю».  Благоверный  князь  Владимир  Мономах  был  хорошо  образованным  человеком  своего  времени,    строго  соблюдал  христианские  заповеди.  В  быту  он  был  скромен  до  аскетизма.  Сохранилось  два  послания  к  нему  митрополита  Никифора  I.  в  котором  он  излагает  учение  о  посте  и  воздержании  и  хвалит  князя  за  равнодушие  к  мирским  благам.

В  Лаврентьевской  летописи  благоверный  князь  Владимир  Мономах  прославляется  как  щедрый  храмоздатель,  за  свою  жизнь  он  построил  и  благолепно  украсил  в  разных  городах  много  храмов. В  Смоленске  в  1101  году  князь  заложил  храм  в  честь  Успения  Пресвятой  Богородицы  и  передал  туда  семейную  реликвию — икону  Божией  Матери  Одигитрию.

В  Переяславле  Русском  на  реке  Альте,  на  месте  гибели  святого  князя  Бориса  в  1117  году  благоверный  князь  Владимир  Мономах   построил  Борисоглебскую  церковь  в  честь  князей-страстотерпцев  Бориса  и  Глеба,  способствовал  созданию  окончательной  редакции  сказания  о  святых  братьях.

Умер  благоверный  князь  Владимир  Мономах  19  мая  1125  года  в  Киеве,  был  погребен  в  Софийском  соборе  рядом  с  отцом.  На  начало  ХХI  погребения  были  утрачены.

Память:   19  мая  /  1  июня.  Почитается  благоверный  князь  Владимир  Мономах  Русской  Православной  Церковью  в  Соборе  всех  святых  в  земле  Русской  просиявших  и  в  Соборе  Киевских  святых  (в  2011  году)  как  благоверный  князь.

ЗАВЕЩАНИЕ   ВЛАДИМИРА   МОНОМАХА

в  сокращении  и  в  переводе  на  современный  русский  язык,  святой  завет  нашей  старины,  голос  из  далеких  времен,  завещание,  и  сейчас  имеющее  силу,  и  ныне  поучительное.  Свято-Троицкая  Сергиева  Лавра  ко  дню  памяти  благоверного  князя  Владимира  Мономаха:

Я, грешный, нареченный во святом крещении Василий, а по русскому имени Владимир, прославляю Бога, Который сохранил меня до сего дня здравым. А вы, дети мои, или другой кто, прочитав сию грамоту, не осудите писания моего, не посмейтесь ему, а примите его к сердцу и не поленитесь исполнить, что тут написано. 
 
Первое дело — ради Бога и ради спасения души своей имейте страх Божий в сердце своем, и творите милостыню щедрой рукой: она — начало всякому добру. Вы, юноши, будьте душою чисты, непорочны, в беседе кротки, за столом скромны, при старых людях молчите, умных людей слушайте, старшим повинуйтесь, с равными себе и с младшими обходитесь с любовью; беседу ведите без лукавства, — больше вникайте в дело, не горячитесь на словах, не бранитесь, не предавайтесь безрассудному смеху; старших уважайте, с потерявшими стьщ женщинами в беседу не вступайте. О Владычице Богородице! Отыми от убогого сердца моего гордость и глупость, да не превозношусь суетой мира сего. 
 
Научись, верующий человек, в сей суетной жизни быть тружеником благочестия; приучай, по слову Писания, язык к воздержанию, ум к смирению, очи к послушанию, все тело — к полному повиновению душе; истребляй в себе гнев, имей помыслы чистые, понуждай себя на добрые дела ради Господа. Отнимают у тебя что — не мсти; ненавидят, притесняют — терпи, хулят — моли, умерщвляй в себе грех. Спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдовицу. Когда воссияет весна постная, зацветут цветы покаяния, то очистим себя, братие, от всякой скверны плотской и душевной, взывая Светодавцу: слава Тебе, Человеколюбче! И действительно, подумайте, дети мои, как милостив к нам Человеколюбец Бог и премилостив. 
 
Мы вот люди грешные и смертные, а все же, если кто причинит нам зло, мы готовы, кажется, тут же приколоть его и отомстить; а Господь наш, Владыка живота и смерти, терпит нам грехи наши, хотя они превышают главы наши, и во всю жизнь нашу, как отец, любящий свое дитя, и наказывает, и опять привлекает нас к Себе. Он указал нам, как избавиться от врага и победить его, тремя добрыми делами: покаянием, слезами и милостыней. И не тяжела, дети мои, сия заповедь Божия, чтобы сими тремя добродетелями избавиться от грехов и не лишиться Царства Небесного. И Бога ради не ленитесь, дети, умоляю вас, не забывайте вы этих трех добродетелей: они вовсе не так тяжки, как одинокая жизнь, монашество, строгие посты, которые иные благочестивые люди налагают на себя, — не трудное дело эти добродетели, а милость Божию получишь за них… И что есть человек, что Ты помнишь его, Господи? 
 
Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, никакой разум человеческий не может поведать чудес Твоих! Велик Ты, Господи, и благословенно, и достославно имя Твое во веки по всей земле! И кто не подивится, кто не прославит славы Твоей, Твоих великих чудес и красот, на сем свете созданных! Как премудро небо устроено, как создано солнце, луна и звезды, тьма и свет, как земля на водах основана, и все это — Твоим, Господи, промышлением! И разные звери, и птицы, и рыбы, — как это прекрасно создано Тобой, Господи! Удивляемся мы и тому, как Ты от персти создал человека, как, по премудрости Твоей, разнообразны лица у людей, хотя бы и со всего света собрать их — каждый имеет свое лицо, не такое, как у других!.. Дивимся и тому, как птицы небесные летят из теплых стран, и не поселяются в одной какой-либо стране, но и сильные, и слабые разлетаются по всем землям, по Божию повелению, чтобы были полны ими и леса и поля! И все это дал Бог на пользу человеку, в пищу ему, на его утешение… Велика, Господи, милость Твоя к нам, когда все это сотворил Ты для грешного человека! И те же птицы небесные умудрены Тобой, Господи: когда ты повелишь — они поют и веселят людей, а когда запретишь — они умолкают и немеют, хотя и могли бы петь. Воистину благословен Ты, Господи, за все сии чудеса и красоты, Тобою сотворенные! И кто не славит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во Отца и Сына и Святаго Духа, — тот да будет проклят! 
 
Читая сии слова, дети мои, благодарите Бога, давшего нам милость Свою, — вот вам завет от моего скудоумия! Послушайте же меня, и если не все, то примите хотя бы половину. И если Бог смягчит ваше сердце, то плачьте о грехах ваших и скажите: Господи! Якоже блудницу, и разбойника, и мытаря помиловал еси, тако и нас грешных помилуй! И в церкви так делайте, и дома, ложась в постель. Не грешите, не забывайте никогда на ночь класть земные поклоны, а если занеможете, то хотя бы трижды поклонитесь. Не забывайте же сего, не ленитесь. Сими ночными поклонами и пением человек побеждает диавола, и что согрешит днем — ими избавляется от греха. Даже и в дороге, на коне сидя, если ни с кем не разговариваете, то, чем думать пустое, повторяйте втайне молитву: Господи помилуй, — если уж других молитв не знаете. Эта молитва легче всякой другой. А паче всего убогих не забывайте, а по силе кормите их, помогайте сироте; защищайте вдовицу и не допускайте людям сильным губить слабого человека. В разговорах о добром и худом не клянитесь именем Божиим, не творите при этом крестного знамения, — в этом нет никакой нужды. А когда придется крест целовать — присягу принимать, то целуйте только в том случае, когда можете устоять в этой присяге, и когда поцелуете крест, то смотрите, чтобы нарушением клятвы не загубить вам душ своих. — Епископов, священников и весь духовный чин, чтите и любите, с любовью принимайте от них благословение, не сторонитесь от них, и доставляйте им потребное, а они будут молиться за вас Богу. А паче всего берегитесь гордости и в сердце, и в уме; — так себе будем говорить: мы — люди смертные, сегодня мы живы, а завтра ляжем в гроб; — все, что Ты, Господи, дал нам. — не наше, а Твое; Ты поручил это нам лишь в несколько дней. И в землю кладов не зарывайте: это великий грех. 
 
Старых почитайте как отцов, а молодых считайте за братьев. У себя дома не ленитесь, ни на кого не полагайтесь, а сами за всем смотрите, и тогда чужие люди не посмеются над вами. Пойдете на войну — не ленитесь, не теряйте много времени на еду и спанье. Берегись лжи, пьянства и блуда: во всем этом погибнет и душа, и тело. Куда пойдете, и где остановитесь, напоите, накормите бедняка. А гостя почтите, откуда бы он ни пришел: будь он простой человек, будь он знатный, или посол. Если не можете одарить его чем, то по крайней мере почтите угощением. Такие люди, переходя с места на место, по всем землям разносят о человеке хорошую или худую молву. Больного посетите, над мертвецом помолитесь, — и мы ведь все умрем, — не проходите мимо человека, не приветив его, не сказав ему доброго слова. Жен своих любите, но не давайте им власти над собой. А конец всему — страх Божий имейте выше всего. Если что забудете из сего — читайте чаще: и мне будет не стыдно, и вам будет добро. Что знаете доброго, того не забывайте, чего не знаете — учитесь. 
 
Вот мой отец, сидя дома, изучил пять чужих языков. В этом честь от всех земель. А леность — всему злу мать. Ленивый, что и знает, то забудет, а чего не знает, тому никогда не научится. Смотрите, чтобы солнце не заставало вас в постели. Так делал отец мой и все добрые старые люди. Он встречал солнце с молитвой и славил Бога с радостью: просвети очи мои, Христе Боже, — показал Ты мне, Господи, свет Твой красный. Приложи мне, Господи, лето к лету, чтоб я очистился от грехов моих и прославил Тебя, Господи. Читая грамотицу эту, потщитесь, дети, на добрые дела, славя Бога и святых Его. Смерти не бойтесь, дети: кто может вам повредить, если Бог не попустит? А если судил Бог умереть — никто не убережет тебя. Божие хранение лучше человеческого… 

Молитва Владимира Мономаха

 1

«Премудрости наставник
и смысла податель,
неразумным учитель
и нищим заступник!
Утверди в разуме сердце мое, владыка!
Дай мне дар слова, отче, устам моим
не запрещай взывать к Тебе:
милостивый, помилуй падшего!»

‹2›

«Упование мое — Бог,
прибежище мое — Христос,
покров мой — Дух Святой!»

‹3›

«Надежда и защита моя,
не презри меня, благая!
Тебя имею помощницей в печали,
и в болезни, и во всех бедах,
и Тебя славлю, воспетая!»

‹4›

«Разумейте и узрите,
что Я Бог,
испытующий сердца
и ведающий мысли,
обличающий дела,
опаляющий грехи,
дающий суд сироте,
и убогому, и нищему».

‹5›

«Преклонись, душа моя,
и о делах своих помысли,
содеянных тобою,
глазами своими обозри их,
и каплю испусти слез своих,
и поведай открыто
все дела свои и мысли Христу,
и очистись».

‹6›

«Андрей честной,
отче преблаженный,
пастырь Критский!
Не престань молиться за нас,
чтущих тебя,
да избавимся все от гнева,
и печали, и тления, и греха, и бед,
чтущие память твою верно».

‹7›

Град свой сохрани,
дева-матерь чистая,
который царствует честно
под Твоим покровительством,
пусть он тобой укрепляется
и на Тебя надеется,
побеждает во всех битвах,
сокрушает врагов и покоряет их.

‹8›

«О воспетая матерь,
родившая святейшее из святых Слово!
Приняв нынешнее приношение,
защити нас от всякой напасти
и от грядущей муки — к тебе взывающих.
Молимся тебе, рабы твои,
и преклоняем колена сердца нашего:
склони ухо твое, чистая,
и спаси нас,
вечно в скорбях погруженных,
и соблюди от всякого пленения вражеского
твой город, Богородица!
Пощади, Боже, наследие твое,
прегрешения наши все прости,
видя, что мы молимся теперь тебе,
на земле родившую тебя без семени,
земную милость,
изволением своим воплотивший,
Христе, в человека».

‹9›

Пощади меня, Спасе,
родившийся и сохранивший
родившую тебя нетленною
до твоем рождении,
когда воссядешь судить дела мои,
как безгрешный и милостивый,
как Бог и Человеколюбец!
Дева пречистая,
не искушенная браком,
Богом обрадованная,
верующим наставление,
спаси меня, погибающего
и к сыну твоему вопиющего:

‹10›

«Помилуй меня, Господи, помилуй!
Если хочешь судить,
не осуждай меня на вечный огонь,
но обличай меня яростью своею —
молит тебя дева чистая,
родившая тебя, Христе,
и множество ангелов,
и мучеников сонм».

‹11›

Во имя Христа Иисуса,
Господа нашего,
которому подобает честь и слава,
Отцу и Сыну и Святому Духу,
всегда и ныне и присно во веки!

Текст  молитвы  представляет  собой  подборку  цитат,  восходящих  в  основном  к  последованиям  богослужения  сыропустной  недели,  1-й  и  особенно  5-й  недели  Великого  поста.  Принадлежность  этого  текста  Владимиру  Мономаху  предположительная.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *