Суточные богослужения, то есть богослужения, совершаемые в течение суток, числом девять: вечерня, повечерие, полуношница, утреня, часы ( первый, третий, шестой и девятый ) и Божественная литургия.
Впрочем, суточные богослужения в своем полном составе совершаются обычно в монастырях и при некоторых многолюдных соборных храмах. В предыдущей статье Годовой круг богослужений рассказывалось о годовом и недельном цикле богослужений.
Следуя церковной традиции, церковный день (суточные богослужения) начинается с вечера, так как Библейское повествование о днях творения начинается с вечера: «И был вечер и было утро, день один» ( Быт. 1 : 5 ). Поэтому первое богослужение церковного дня, то есть суточных богослужений, — это вечерня.
Вечерня — служба, совершаемая в конце дня, вечером. В ней верующие благодарят Господа за прошедший день и просят милостей Его на предстоящий вечер.
Повечерие — служба, совершаемая после вечерней трапезы ( ужина ); оно состоит из ряда молитв перед отходом ко сну, в которых верующие просят у Господа прощения грехов и защиты от козней дьявола во время сна.
Полуношница — служба преимущественно монашеская, совершаемая в полночь, в воспоминание молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Молитвы полунощницы призывают молящихся бодриться и быть всегда готовыми ко дню суда, который придет внезапно, как Жених в полночь.
Утреня — служба, совершаемая утром перед восходом солнца. В ней верующие благодарят Бога за прошедшую ночь и просят помощи на наступающий день.
Часы — это совсем короткие суточные богослужения, которые читаются в течение дня; на них отсутствует пение.
Первый час соответствует приблизительно нашему седьмому часу утра, поскольку в древности счет времени начинался от восхода солнца.
На третьем часе, соответствующем девяти часам утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
На шестом часе ( двенадцать дня ) — распятие Господа Иисуса Христа.
На девятом часе ( то есть в три часа после полудня ) — смерть Спасителя на Кресте.
Самое важное богослужение — литургия ( иногда называют просто «обедня» ) — совершается до полудня. На литургии перед духовным взором молящегося проходит земная жизнь Спасителя, в особенности Тайная Вечеря, когда Господь Иисус Христос установил таинство Причащения.
В этом таинстве совершается чудо: Дух Святой сходит на хлеб и вино и преосуществляет их — то есть изменяет их сущность. Хлеб становится истинным Телом Христовым и вино в чаше истинной Кровью Христовой.
Эти богослужения в древних монастырях совершались отдельно одно от другого в положенное для них время. Когда эти богослужения стали совершать в приходских храмах, то для удобства их соединили в две группы: вечернее богослужение и утреннее.
В состав вечернего богослужения вошли девятый час, вечерня, повечерие, утреня и первый час. В состав дневного богослужения вошли полунощница, часы: третий и шестой, и литургия. В приходских храмах после литургии совершаются молебны ( о здравии ) и панихиды ( о упокоениии ).
Накануне праздников и воскресных дней вечернее богослужение ( состоящее из вечерни, утрени и первого часа ) совершается более торжественно, чем в будние дни, и именуется всенощной — от слов «всю ночь», потому что у древних христиан оно начиналось вечером и кончалось утром, когда переходило в литургию, на которой верующие причащались святых Христовых Таин.