Благовещение Пресвятой Богородицы Икона

Благовещение Пресвятой Богородицы Икона

Благовещение  Пресвятой  Богородицы  Икона  представляет  Матерь  Божию  иногда  стоящей  и  беседующей  с  архангелом,  иногда  сидящей,  как  на  престоле,  престол  славы  всеосвящен  золотыми  излучениями  Божественных  сил.

Благовещение Пресвятой Богородицы Икона
Благовещение Пресвятой Богородицы Икона

Иконография:   Иконография  Благовещения  Пресвятой  Богородицы  весьма  разнообразна,  насыщена  деталями  и  имеет  отличающиеся  друг  от  друга  изводы.

На  одних  иконах  Дева  Мария  изображена  сидящей  за  пряжей  в  доме  Иосифа,  на  других  — Архангел  Гавриил  благовествует  Ей  у  колодца,  а  икона  XII  века  «Благовещение  Пресвятой  Богородицы»  (  Устюжская )  представляет  и  Архангела,  и  Богородицу  без  каких-либо  лишних  деталей — на  ровном  золотистом  фоне.

В  апокрифах  повествуется  о  двух  явлениях  Ангела.  Сначала  архангел  Гавриил  явился  Деве  Марии  у  колодца.  Это  было  как  бы  предвозвещение,  «Предблаговещение»  (термин  Н. В. Покровского).  Затем  уже  в  доме  Иосифа,  где  Она,  по  выпавшему  жребию,  пряла  пурпурную  завесу  для  Иерусалимского  храма.

Эти  апокрифические  предания  оказали  значительное  влияние  на  иконографию  праздника.  Оба  иконографических  типа  представлены  в  составе  клейм  икон  Акафиста  Богоматери.

Но  уже  к  V  веку  складываются  основные  принципы  иконографии  праздника  — это  двухфигурная  композиция,  представляющая  Архангела  и  Богородицу.

Следует  заметить,  что  еще  в  III  столетии  в  катакомбах  Прискиллы  в  Риме  можно  было  увидеть  изображения,  отдаленно  напоминающие  композицию  иконы:  молодая  женщина  в  тунике  сидит  в  кресле,  перед  ней  юноша  в  римской  одежде,  правая  рука  которого  обращена  к  женщине.

А  на  саркофагах  более  позднего  времени  уже  прослеживается  все  основные  элементы  будущей  традиционной  иконографии:  Мария,  сидящая  в  кресле  с  пряжей  в  руках, — слева,   ангел  с  посохом  и  крыльями  — справа.  Эта  иконография,  получившая  название  «Благовещение  с  пряжей»,  является  наиболее  распространенной.

Сам  процесс  прядения  завесы  для  храма  символизирует  соткание  плоти  Богочеловека  во  чреве  Божией  Матери.  Красный  цвет  нити —  символ  достоинства  зарождающегося  Богомладенца  как  Царя  царствующих.

Красный  цвет  сапожек  Богоматери  подчеркивает  Ее  происхождение  из  царского  рода  Давидова.  На  иконе  присутствует  символическое  изображение  Духа  Святого  в  виде  голубя  и  лучей,  исходящих  из  небесного  полукруга.

Главным  изводом  в  иконографии  праздника  является  «Благовещение  с  пряжей «.  Именно  эту  икону  помещают  в  Царских  вратах,  которые  открывают  доступ  в  алтарь,  к  святому  престолу.  Сюжет  «Благовещения  у  кладезя  ( колодца )»  является  дополнительным  и  используется,  в  основном,  в  стенописи.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ   ПРЕСВЯТОЙ   БОГОРОДИЦЫ   ИКОНА  (Устюжская )

Благовещение  Пресвятой  Богородицы  Икона  ( Устюжская ),  написанная  в  XII  веке  в  Великом  Новгороде,- одна  из  немногих  сохранившихся  русских  икон  домонгольского  периода.

Благовещение Устюжская икона

Свое  название  икона  получила  по  имени  святого  Прокопия  Устюжского.  Согласно  преданию,  перед  ней  в  1290  году  молился   Прокопий  Устюжский,  Христа  ради  юродивый.

Житие  Прокопия  сообщает,  что  во  время  его  молитвы  вместе  с  раскаявшимся  народом  от  избавления  Великого  Устюга  от  побиения  » каменным  градом» , икона  замироточила,  и  «не  стало  более  удушливого  зноя,  утихли  молнии  и  громы,  разошлись  тучи».

В  честь  этого  чудесного  события  установлено  празднование  «Знамение  от  иконы  Божией  Матери  Благовещения  во  граде  Устюге».

Вторая  Новгородская  летопись  сообщает,  что  в  середине  XVI  века  икона  была  перенесена  в  Москву  царем  Иоанном  IV  Грозным.  Вначале  образ  был  в  Благовещенском  соборе  Московского  Кремля,  а  в  XVII  веке  его  перенесли  в  Успенский  собор.  В  1930  году  икону  передали  в  Третьяковскую  галерею.

Историки  датируют  время  написания  иконы  первой  половиной  XII  века.  Существует  мнение,  что  иконописец,  написавший  «Благовещение»  Устюжское,  был  одним  из  мастеров,  украшавших  мозаикой  и  фресками  Михайловский  Златоверхий  собор  в  Киеве.

Особое  значение  Благовещения  отразилось  в  росписи  церквей.  Благовещение  Пресвятой  Богородицы  Икона  обязательно  присутствует  в  каждом  храме.  Композиции  Благовещения  помещаются  обычно  на  западных  гранях  восточных  подкупольных  столбов,  на  границе  алтаря  и  основной  части  храма.

Архангел  Гавриил  изображается,  как  правило,  на  левой  опоре,  а  Богоматерь — на  правой.  Обе  фигуры  оказываются  таким  образом  разделены  широким  арочным  проемом,  ведущим  в  алтарное  пространство.

В  Софийском  соборе  Киева  на  восточных  столбах  помещен  очень  выразительный  образ  Благовещения.  Ангел  в  торжественном  шествии  благословляет  Богоматерь,  изображенную  на  правом  столбе.  Пресвятая  Богородица,  одетая  в  синий  мафорий  с  золотой  каймой,  в  левой  поднятой  руке  держит  моток  пурпурной  пряжи.

Нитка  пряжи  опускается  через  левую  руку  вниз  к  веретену.  Иконописец  намеренно  акцентировал  внимание  на  моменте  прядения,  ибо  это  в  церковном  толковании  сопоставляется  с  зарождением  во  чреве  Девы  плоти  Сына  Божиего.

Архитектурная  обстановка  на  иконах  Благовещения  появляется  уже  в  раннехристианские  времена  и  соотносится  с  образами  ветхозаветного  Иерусалимского  храма  в  противопоставлении  с  Церковью  Нового  Завета,  торжество  которой  предвосхищается  в  момент  Боговоплощения.

Сама  же  Пресвятая  Богородица  прославляется  как  «одушевленный  храм»,  где  обитает  Господь.  Богато  украшенный  престол,  на  котором  восседает  Божия  Матерь,  символически  соотносится  с  троном  царя  Соломона.  Благовещение  Пресвятой  Богородицы  Икона  была  очень  почитаема  на  Руси.  Это  один  из  самых  излюбленных  сюжетов  в  иконописи.

Празднование:   8  /  21  июля

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *