Благовещение Пресвятой Богородицы Икона представляет Матерь Божию иногда стоящей и беседующей с архангелом, иногда сидящей, как на престоле, престол славы всеосвящен золотыми излучениями Божественных сил.
Иконография: Иконография Благовещения Пресвятой Богородицы весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет отличающиеся друг от друга изводы.
На одних иконах Дева Мария изображена сидящей за пряжей в доме Иосифа, на других — Архангел Гавриил благовествует Ей у колодца, а икона XII века «Благовещение Пресвятой Богородицы» ( Устюжская ) представляет и Архангела, и Богородицу без каких-либо лишних деталей — на ровном золотистом фоне.
В апокрифах повествуется о двух явлениях Ангела. Сначала архангел Гавриил явился Деве Марии у колодца. Это было как бы предвозвещение, «Предблаговещение» (термин Н. В. Покровского). Затем уже в доме Иосифа, где Она, по выпавшему жребию, пряла пурпурную завесу для Иерусалимского храма.
Эти апокрифические предания оказали значительное влияние на иконографию праздника. Оба иконографических типа представлены в составе клейм икон Акафиста Богоматери.
Но уже к V веку складываются основные принципы иконографии праздника — это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу.
Следует заметить, что еще в III столетии в катакомбах Прискиллы в Риме можно было увидеть изображения, отдаленно напоминающие композицию иконы: молодая женщина в тунике сидит в кресле, перед ней юноша в римской одежде, правая рука которого обращена к женщине.
А на саркофагах более позднего времени уже прослеживается все основные элементы будущей традиционной иконографии: Мария, сидящая в кресле с пряжей в руках, — слева, ангел с посохом и крыльями — справа. Эта иконография, получившая название «Благовещение с пряжей», является наиболее распространенной.
Сам процесс прядения завесы для храма символизирует соткание плоти Богочеловека во чреве Божией Матери. Красный цвет нити — символ достоинства зарождающегося Богомладенца как Царя царствующих.
Красный цвет сапожек Богоматери подчеркивает Ее происхождение из царского рода Давидова. На иконе присутствует символическое изображение Духа Святого в виде голубя и лучей, исходящих из небесного полукруга.
Главным изводом в иконографии праздника является «Благовещение с пряжей «. Именно эту икону помещают в Царских вратах, которые открывают доступ в алтарь, к святому престолу. Сюжет «Благовещения у кладезя ( колодца )» является дополнительным и используется, в основном, в стенописи.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ИКОНА (Устюжская )
Благовещение Пресвятой Богородицы Икона ( Устюжская ), написанная в XII веке в Великом Новгороде,- одна из немногих сохранившихся русских икон домонгольского периода.
Свое название икона получила по имени святого Прокопия Устюжского. Согласно преданию, перед ней в 1290 году молился Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый.
Житие Прокопия сообщает, что во время его молитвы вместе с раскаявшимся народом от избавления Великого Устюга от побиения » каменным градом» , икона замироточила, и «не стало более удушливого зноя, утихли молнии и громы, разошлись тучи».
В честь этого чудесного события установлено празднование «Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге».
Вторая Новгородская летопись сообщает, что в середине XVI века икона была перенесена в Москву царем Иоанном IV Грозным. Вначале образ был в Благовещенском соборе Московского Кремля, а в XVII веке его перенесли в Успенский собор. В 1930 году икону передали в Третьяковскую галерею.
Историки датируют время написания иконы первой половиной XII века. Существует мнение, что иконописец, написавший «Благовещение» Устюжское, был одним из мастеров, украшавших мозаикой и фресками Михайловский Златоверхий собор в Киеве.
Особое значение Благовещения отразилось в росписи церквей. Благовещение Пресвятой Богородицы Икона обязательно присутствует в каждом храме. Композиции Благовещения помещаются обычно на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма.
Архангел Гавриил изображается, как правило, на левой опоре, а Богоматерь — на правой. Обе фигуры оказываются таким образом разделены широким арочным проемом, ведущим в алтарное пространство.
В Софийском соборе Киева на восточных столбах помещен очень выразительный образ Благовещения. Ангел в торжественном шествии благословляет Богоматерь, изображенную на правом столбе. Пресвятая Богородица, одетая в синий мафорий с золотой каймой, в левой поднятой руке держит моток пурпурной пряжи.
Нитка пряжи опускается через левую руку вниз к веретену. Иконописец намеренно акцентировал внимание на моменте прядения, ибо это в церковном толковании сопоставляется с зарождением во чреве Девы плоти Сына Божиего.
Архитектурная обстановка на иконах Благовещения появляется уже в раннехристианские времена и соотносится с образами ветхозаветного Иерусалимского храма в противопоставлении с Церковью Нового Завета, торжество которой предвосхищается в момент Боговоплощения.
Сама же Пресвятая Богородица прославляется как «одушевленный храм», где обитает Господь. Богато украшенный престол, на котором восседает Божия Матерь, символически соотносится с троном царя Соломона. Благовещение Пресвятой Богородицы Икона была очень почитаема на Руси. Это один из самых излюбленных сюжетов в иконописи.
Празднование: 8 / 21 июля