Церковные записки подаются в храмах и монастырях о поминовении живых и усопших. Они представляют собой списки живых или усопших православных христиан, которых мы желаем помянуть в церковной молитве, вознести прошение о них устами священника в святом храме.
Церковные записки могут быть двух видов: «О здравии» и «О упокоении». Здравие в христианском понимании означает не только физическое здоровье и благополучие, но и спасение души человека. В записках «О здравии» молитвенно поминаются живущие на земле.
По христианскому учению, умершие продолжают жить невидимо до Страшного суда. В записках «О упокоении» поминаются те, кто отошел в мир иной. «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Ст. 23-33). Под упокоением понимается обретение душой мирного состояния и прощение ей грехов.
Заказные церковные записки бывают разные, причем в разных храмах и особенно монастырях они могут отличаться сроками, количеством имен, порядком подачи, а также суммой пожертвования за поданную записку.
В качестве заглавия указывается род поминовения: сорокоуст (40-уст, сорок литургий), разовая литургия, литургия 0,5 года, литургия 1 год; псалтирь 40 дней, полгода или один год. В некоторых монастырях принимаются записки на вечное поминовение.
В монастырях также принимают записки на 1 месяц, 3 месяца или даже на 3 года и так далее. В монастырях псалтирь, как правило, неусыпаемая (то есть читается непрерывно, круглые сутки). На «трех славах» поминаются имена живых или усопших.
Далее следует «О здравии» или «О упокоении» — КОГО? — пишутся имена поминаемых «р. Б.» (рабов Божиих) соответственно в родительном падеже: Владимира, Татианы. Пишется полное святое имя человека, полученное при крещении, то есть церковное имя.
Писать церковные записки следует разборчиво, аккуратно, памятуя о том, что записка будет подана в алтарь в руки священнослужителей. Перед именами священнослужителей в записках указывается их сан полностью или в понятном сокращении, например «иерей» (иер.), «епископ» (еп.) и тому подобное.
Не указывается фамилия, отчество, титул, гражданское звание и прочее. Допускается указание: воина, болящего, монаха, путешествующего, заключенного. Ребенок до семи лет называется младенцем (мл.), от семи лет до пятнадцати отроком (отроковицей — отр.).
В заупокойных записках усопший в течение 40 дней по кончине (день смерти считается первым днем) именуется новопреставленным (н/п). За прославленных Церковью святых, например преподобного Серафима Саровского, молиться уже не надо.
Можно подать церковные записки на требы (молебен, панихиду и другие). Они подаются как за живых (молебны), так и за усопших (панихиды, литии). Молебны бывают благодарственные, о здравии, Спасителю, Божией Матери, святым.
Требы служатся после литургии. Следует отметить, что никакой разницы между заказной и другими видами записок в силе молитвы нет. Деньги, которые мы платим, подавая записку, являются не ценой в торговом смысле слова, а нашим пожертвованием храму Божиему.
Однако, считается, что литургийное поминовение на проскомидии (первая половина литургии) и по освящении Даров имеет превосходство перед всяким другим. Поминовение усопших на проскомидии и во время пения Достойно есть или задостойника никогда не опускается, когда только совершается полная литургия.
За литургией силой Святого Духа происходит пресуществление хлеба (он вносится в алтарь в виде просфоры, причем одной) и вина в Тело и Кровь Христа , которые даются верующим в конце службы (Таинство причащения).
Вынутые из просфоры частицы в конце литургии погружаются в Святую чашу при произнесении священником слов: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».
Таким образом, поскольку каждый раз на литургии в алтаре приносится бескровная жертва, символизирующая искупительную жертву Иисуса Христа на Кресте за весь род человеческий, приобщение к этому Таинству имеет большое духовное значение.
Причащаясь Тела и Крови Христовой, верующие становятся родными Господу не только в духовном, но и в физическом смысле — на всех планах бытия. «Всякий раз, когда мы совершаем Божественную литургию, действует — Христос» (митрополит Сурожский Антоний).
Поданная церковная записка многократно усиливает нашу молитву за родных и близких; наше прошение, благодаря ей, возносится устами священнослужителя. Но нужно помнить, что Церковь и Бог не автоматы по продаже каких бы то ни было благ.
Неуслышанной молитвы не может быть, а также не может быть и наших нужд и скорбей, неведомых Всеведующему Богу. Но только Он знает в точности, что и когда потребно и полезно каждому без исключения человеку для его спасения, для самого главного, без чего все остальное не имеет значения, для входа в вечную жизнь, Царство Небесное.