Церковные записки

Церковные  записки

Церковные  записки  подаются  в  храмах  и  монастырях  о  поминовении  живых  и  усопших.  Они  представляют  собой  списки  живых  или  усопших  православных  христиан,  которых  мы  желаем  помянуть  в  церковной  молитве,  вознести  прошение  о  них  устами  священника  в  святом  храме.

Церковные  записки  могут  быть  двух  видов:  «О  здравии»  и  «О  упокоении».  Здравие  в  христианском  понимании  означает  не  только  физическое  здоровье  и  благополучие,  но  и  спасение  души  человека.  В  записках  «О  здравии»  молитвенно  поминаются  живущие  на  земле.

По  христианскому  учению,  умершие  продолжают  жить  невидимо  до  Страшного  суда.  В  записках  «О  упокоении»  поминаются  те,  кто  отошел  в  мир  иной.  «А  о  воскресении  мертвых  не  читали  ли  вы  реченного  вам  Богом:  Бог  не  есть  Бог  мертвых,  но  живых»  (Ст.  23-33).  Под  упокоением  понимается  обретение  душой  мирного  состояния  и  прощение  ей  грехов.

Церковные  записки

Заказные  церковные  записки  бывают  разные,  причем  в  разных  храмах  и  особенно  монастырях  они  могут  отличаться  сроками,  количеством  имен,  порядком  подачи,  а  также  суммой  пожертвования  за  поданную  записку.

В  качестве  заглавия  указывается  род  поминовения:  сорокоуст  (40-уст,  сорок  литургий),  разовая  литургия,  литургия  0,5  года,  литургия  1  год;  псалтирь  40  дней,  полгода  или  один  год.  В  некоторых  монастырях  принимаются  записки  на  вечное  поминовение.  

В  монастырях  также  принимают  записки  на  1  месяц,  3  месяца  или  даже  на  3  года  и  так  далее.  В  монастырях  псалтирь,  как  правило,  неусыпаемая  (то  есть  читается  непрерывно,  круглые  сутки).  На  «трех  славах»  поминаются  имена  живых  или  усопших.

Далее  следует  «О  здравии»  или  «О  упокоении» —  КОГО? — пишутся  имена  поминаемых  «р. Б.»  (рабов  Божиих)  соответственно  в  родительном  падеже:  Владимира,  Татианы.  Пишется  полное  святое  имя  человека,  полученное  при  крещении,  то  есть  церковное  имя.

Писать  церковные  записки  следует  разборчиво,  аккуратно,  памятуя  о  том,  что  записка  будет  подана  в  алтарь  в  руки  священнослужителей.  Перед  именами  священнослужителей  в  записках  указывается  их  сан  полностью  или  в  понятном  сокращении,  например  «иерей»  (иер.),  «епископ»  (еп.)  и  тому  подобное.

Не  указывается  фамилия,  отчество,  титул,  гражданское  звание  и  прочее.  Допускается  указание:  воина,  болящего,  монаха,  путешествующего,  заключенного.  Ребенок  до  семи  лет  называется  младенцем  (мл.),  от  семи  лет  до  пятнадцати  отроком  (отроковицей — отр.).

В  заупокойных  записках  усопший  в  течение  40  дней  по  кончине  (день  смерти  считается  первым  днем)  именуется  новопреставленным  (н/п).  За  прославленных  Церковью  святых,  например  преподобного  Серафима  Саровского,  молиться  уже  не  надо.

Можно  подать  церковные  записки  на  требы  (молебен,  панихиду  и  другие).  Они  подаются  как  за  живых  (молебны),  так  и  за  усопших  (панихиды,  литии).  Молебны  бывают  благодарственные,  о  здравии,  Спасителю,  Божией  Матери,  святым.

Требы  служатся  после  литургии.  Следует  отметить,  что  никакой  разницы  между  заказной  и  другими  видами  записок  в  силе  молитвы  нет.  Деньги,  которые  мы  платим,  подавая  записку,  являются  не  ценой  в  торговом  смысле  слова,  а  нашим  пожертвованием  храму  Божиему.

Однако,  считается,  что  литургийное  поминовение  на  проскомидии  (первая  половина  литургии)  и  по  освящении  Даров  имеет  превосходство  перед  всяким  другим.  Поминовение  усопших  на  проскомидии  и  во  время  пения  Достойно  есть  или  задостойника  никогда  не  опускается,  когда  только  совершается  полная  литургия.

За  литургией  силой  Святого  Духа  происходит  пресуществление  хлеба  (он  вносится  в  алтарь  в  виде  просфоры,  причем  одной)  и  вина  в  Тело  и  Кровь  Христа  ,  которые  даются  верующим  в  конце  службы  (Таинство  причащения).

Вынутые  из  просфоры  частицы  в  конце  литургии  погружаются  в  Святую  чашу  при  произнесении  священником  слов:  «Омый,  Господи,  грехи  поминавшихся  зде  Кровию  Твоею  Честною,  молитвами  святых  Твоих».

Таким  образом,  поскольку  каждый  раз  на  литургии  в  алтаре  приносится  бескровная  жертва,  символизирующая  искупительную  жертву  Иисуса  Христа  на  Кресте  за  весь  род  человеческий,  приобщение  к  этому  Таинству  имеет  большое  духовное  значение.

Причащаясь  Тела  и  Крови  Христовой,  верующие  становятся  родными  Господу  не  только  в  духовном,  но  и  в  физическом  смысле — на  всех  планах  бытия.  «Всякий  раз,  когда  мы  совершаем  Божественную  литургию,  действует — Христос»  (митрополит  Сурожский  Антоний).

Поданная  церковная  записка  многократно  усиливает  нашу  молитву  за  родных  и  близких;  наше  прошение,  благодаря  ей,  возносится  устами  священнослужителя.  Но  нужно  помнить,  что  Церковь  и  Бог  не  автоматы  по  продаже  каких  бы  то  ни  было    благ.

Неуслышанной  молитвы  не  может  быть,  а  также  не  может  быть  и  наших  нужд  и  скорбей,  неведомых  Всеведующему  Богу.  Но  только  Он  знает  в  точности,  что  и  когда  потребно  и  полезно  каждому  без  исключения  человеку  для  его  спасения,  для  самого  главного,  без  чего  все  остальное  не  имеет  значения,  для  входа  в  вечную  жизнь,  Царство  Небесное.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *