Коложская икона Божией Матери очень почитается в Белоруссии. Это одна из чудотворных икон, которыми Царица Небесная почтила Белорусскую землю. Коложская икона Божией Матери считается покровительницей Гродненского края. Она пребывает в в Свято-Борисо-Глебской (Коложской) церкви города Гродно.
История образа: Точных исторических сведений об этой иконе нет, но существует предание. Происхождение и явление иконы относят к концу XVII — началу XVIII веков. Бродил в тех краях нищий, который по обету носил с собой икону Божией Матери. В конце его земного пути ему было видение с повелением передать образ в Коложскую церковь, что он и сделал.
Передав икону, которая по названию церкви стала именоваться Коложской, нищий попросил похоронить себя поблизости. От образа с той поры стали происходить чудеса и исцеления. Коложская икона Божией Матери быстро прославилась в округе. К ней потекли страждущие не только с ближних, но и с дальних мест.
В 1853 году древняя Коложская церковь, находившаяся в предместьи Гродно, Коложе, обрушилась. Злые шутки там играла река Неман, подмывавшая берег. Коложская икона Божией Матери была перенесена в мужской Борисо-Глебский монастырь. Монастырь, предположительно, был основан при церкви в 1480 году.
Обитель несколько раз переходила то униатам, то базилианам, потом снова православным, ее закрывали и восстанавливали вновь. В революционное лихолетье монастырь был закрыт. Борисо-Глебский храм был возвращен Православной Церкви в 1991 году.
Коложская икона Божией Матери во время первой Мировой войны была эвакуирована вместе с другими ценностями. После окончания войны она не вернулась в Гродно, а в годы революции следы ее были совершенно утеряны, и все попытки найти чудотворную икону оказались безрезультатными.
Долгое время считалось, что копии чудотворного образа не сохранилось. Но вот в конце 2018 года на антикварном аукционе в Германии была куплена Коложская икона Божией Матери и 1 мая 2019 года святыня вернулась в Борисо-Глебскую церковь города Гродно.
Некоторые исследователи полагают, что это может быть список с чудотворной иконы, который был вручен императору Николаю II при посещении им Гродно. На обратной стороне образа сделана запись иконописца монаха Григория. Так или иначе святыня, почитаемая и православными и католиками, вернулась на свое историческое место.
Иконография: Иконографический тип — Одигитрия. Этот образ является копией Виленской иконы Божией Матери. В описании иконы, составленном в 19 веке, Коложская икона Божией Матери по характеру живописи относится к XVII веку. Образ Пресвятой Богородицы с Богомладенцем на левой руке написан на медной пластине размером 22 х 18 сантиметров.
Пластина сия вмонтирована в кипарисовую доску размером 40 х 35,5 сантиметров. Архимандрит Игнатий (Кульчинский) в 1738 году упоминал о малом размере иконы, не больше четверти листа бумаги. Он же описывал барочное по стилю убранство иконы, согласное, скорее всего, с убранством алтаря.
Древняя чудотворная Коложская икона Божией Матери была вставлена в серебряную, местами позолоченную, ризу с большим количеством драгоценных камней (гранаты, сердолики, агаты) и привесками из золота и серебра, изображавшими исцеленные части тела по молитвам перед чудотворным образом.
Эта техника изготовления иконы на медной пластине во-первых проясняет время ее изготовления, а во-вторых предположительное место изготовления. Подобные изображения были характерны для иконописной мастерской Киево-Печерской Лавры и датируются XVII — XVIII веком.
В 2004 году была написана копия Коложской иконы Божией Матери для Борисо-Глебской церкви на основе литографии XIX века в традициях иконописной техники того времени, размер образа также был выдержан по размеру первообраза. Образ в среднике окружают разработанные протоиереем Александром (Велисейчиком) клейма истории и чудес от чудотворной иконы.
Молитвенная традиция: Пред Коложской иконой Божией Матери молятся об исцелении при болезнях опорно-двигательного аппарата, при параличе, слепоте, при одержимости злыми духами.
Празднование: В 1908 году была установлена постоянная дата празднования иконы — 24 мая, если это число будет падать на воскресный день, при несовпадении — в ближайшее воскресенье после этой даты.
В давние времена это было великое торжество. В 1910 году праздничное богослужение возглавил архиепископ Михаил (Ермаков) в сослужении 35 священнослужителей и при стечении 15 000 богомольцев.
СЛУЖБА ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ
РАДИ ЕЯ ЧУДОТВОРНЫЯ ИКОНЫ,
ИМЕНУЕМЫЯ «КОЛОЖСКАЯ»,
ЯЖЕ НА БЕЛОЙ РУСИ ВО ГРАДЕ ГРОДНО
ВЕЧЕР
На «ГОСПОДИ, ВОЗЗВАХ» стихиры, глас 1-й:
Подобен: Небесных чинов:
Небесныя силы радуются,/ преславно служаще чудней иконе Богоматере,/ и к веселию земныя духом призывают,/ покров и заступление Пречистыя Девы проповедуют — / граду нашему и всякому жительству благочестивых// твердое ограждение и защищение.
Твоему, Владычице, чудотворному образу/ со трепетом предстояще людие,/ яко Самей Ти сущей с нами,/ достодолжное поклонение приносят,/ истинную Богородицу// православно поюще Тя.
С преславными чинми ангельскими днесь,/ и со пророки, апостолы и евангелисты,/ со святители, мученики, преподобными и праведными,/ ликовствуем и вопием немолчно,/ прославляюще чудный Коложский образ Небесныя Царицы — / источник неоскудный исцелений/ на Белой Руси издревле явленный// и пределы Городенския напояющий присно.
Ины стихиры, глас тойже:
Подобен: Всехвальнии мученицы:
Престол огненный и Палата приукрашенная,/ Ты еси, Богородице Марие, пророки воспетая,/ Тайне Воплощения Сына Божия смиренно послужившая,/ великия благодати паче всех земнородных сподобилася еси,/ еяже причастники святыя иконы Твоя являеши,/ да нас окамененных сердцем и огрубевших духом/ на пути спасения наставиши// и ко умилению и благоговению призовеши.
Честную и чудотворную Твою икону,/ Пречистая Богоотроковице,/ издревле на Коложе даровала еси всем/ яко источник, источающ благодати присноживотныя воды./ Еяже ныне празднество светло совершаем,/ почитающе Тя, Заступницу наше усердную.
Святых мученик Бориса и Глеба,/ храм на Коложе днесь украсися,/ и вся земля Городенская торжествует,/ в нарочитом празднице иконы Богоматере,/ Яже есть Освящение наше и Поможение,/ Стена Нерушимая граду сему// и всем благочестивым Державный Покров.
Слава, и ныне, глас тойже:
Небесных чинов радование/ и всех земнородных веселие/ Ты еси, Богоотроковице Чистая,/ всея вселенныя Молебница и Предстательница,/ пред Богом за ны грешныя Ходатаица,/ Скоропослушная к смиренным прошением,/ печалей наших Утоление,/ скорбящих Радование,/ воистину, язык наш не довлеет,/ по достоянию Тя воспевати,/ обаче, Благая сущи, приими сия усердныя благохваления,/ пред Коложским образом возносимыя присно:/ «О Мати и Дево Благодатная,/ благословенна Ты в женах,/ и благословен Плод чрева Твоего — // Христос Спаситель мира Бог наш.
Вход. Прокимен дне. Чтения Богородицы обычныя.
Аще изволит настоятель пети литию, стихиры храма и сии самогласны:
Гпас 3-й:
Икона Твоя, Богородице, Коложская/ духовное сокровище воистину есть,/ во граде нашем явленное,/ и всех туне обогащающее,/ с верою и любовию Тебе поклоняющимся./ К нейже мы всегда прибегаем,/ моления сердечная приносяще,/ скорое утешение и помощь приемлем,/ непрестанно во умилении взывающе:// радуйся, ко спасению наша Благая Одигитрие.
Гпас 4-й:
Ныне всяк возраст и сословие/ о Тебе, Богородице, хвалится,/ святыя Твоея Коложския иконы торжество сотворяюще,/ и в веселии вопиет немолчно:/ Преблагословенная Владычице Марие,/ не отврати Лица Твоего от града сего/ и спаси благочестивыя// Твоими молитвами от всяких бед и зол.
Слава, и ныне, глас 5-й:
Приидите, людие,/ чудотворному Коложскому поклонимся Божия Матере образу,/ егоже дарова Владычице праотцем нашим/ яко залог спасительный Своего непрестаннаго попечения/ о граде сем и людех земли нашея,/ идеже яко звезды безчисленныя сияют многия святыя иконы,/ обильныя дары духовныя непрестанно точащия/ всем к заступлению Пречистыя Девы притекающим// и Богородицу и Матерь Света в песнех величающим.
На стиховне стихиры, глас 2-й:
О Всенепорочная Дево,/ что Ти благодарение принесем,/ яко чудотворным Своим образом Коложским/ присно нам во обстояниих пособствуеши,// от бед и напастей милостивно заступающи.
Стих: Помяну имя Твое/ во всяком роде и роде.
О Пресвятая Госпоже Богородице,/ призри и ныне на моления рабов Своих,/ пред Коложским образом благочестно воспевающих Твоя чудеса,/ и верно Ти — Первообразней — поклоняющихся.
Стих: Лицу Твоему помолятся/ богатии людстии.
Волнением житейским обуреваеми,/ не имамы тихаго пристанища,/ разве Тебе, Богородице Дево,/ на всяцем месте Тобою утешаеми,/ наипаче же пред Коложскою иконою мир и тишину обретаем.
Слава, и ныне, глас 8-й:
Приидите ныне, празднолюбцы,/ воспомянем труды святаго евангелиста Луки,/ перваго написавшаго образ Пречистыя Богородицы/ и принесшаго к Тебе, Невесте Неневестней,/ Ты же рекла еси со властию многою:/ с иконою сею Моя благодать и сила да будет./ Тожде обетование и со всяким образом пребывает,/ аще мы с верою к Богородице прибегаем,/ смиренное прошение и благодарение приносим,/ со архангельским гласом поюще:/ радуйся, Благодатная, Господь с Тобою,// и Тобою с нами всегда.
ТРОПАРЬ, глас 4-й
Днесь возсия Пренепорочныя Девы торжество/ ради чудотворныя Коложския иконы,/ в пределех славнаго места Городенскаго явленныя,/ издревле чудеса и милости безчисленныя зде точащия// всем прибегающим под Ея державный Покров.
НА УТРЕНИ
По 1-м стихословии седален, глас 3-й:
Аще бы умолчати восхотехом/ о милостех и чудесех Пречистыя Девы,/ камение возопило бы о них по всей вселенней,/ жестокосердие и малодушие человеческое обличая/ и всегдашнюю милость Царицы Небесныя// к нам, недостойным и грешным, являя.
По 2-м стихословии седален, глас 4-й:
Чудесы безчисленными, Владычице,/ Господь Твою икону Коложскую прослави,/ да нас в вере и благочестии укрепит,/ не ради тленнаго прибытка и наслаждения,/ но ради нетленнаго венца и Царствия Божия,/ егоже восхищают вси подвизающияся внити// путем смирения и покаяния.
По полиелеи седален, глас 6-й:
Мраку нощному огустевающу,/ звезды небесныя являют свет,/ тожде зрим не токмо телесными очима, но и духовне,/ аще в мире сем умножается злоба и беззаконие,/ но не оскудевает долготерпение Господа/ и преизобилует милость Пресвятыя Богородицы,/ чрез Ея святыя иконы нам являемая.
По 50-м псалме стихира, глас 6-й:
Припадающе образу Твоему Коложскому, Владычице,/ архиереев и священников собор,/ монахов сословие и вси люди,/ со благоговением покланяются и умиленно глаголют:/ приими молитвы наша, Мати Чадолюбивая,// и избави ны от всякия нужды и печали.
КОНДАК, глас 4-й:
Светом Евангелия Христова озаряеми, людие,/ достойно ублажим Пречистую Богородицу,/ пред Ея чудотворною иконою усердно вопиюще:/ радуйся, Мати и Дево,// христиан Похвало.
На хвалитех стихиры, глас 4-й:
Подобен: Дал ecu знамение:
Дал еси, Господи, Твою Матерь,/ Помощницу роду человеческому,/ яко Благ и Многомилостив,/ Еюже паче естества соделал еси знамение/ и первозданное наше исправил еси Божественное достоинство./ Темже, всечестное Тоя иконы совершающе торжество,/ воспеваем Иисуса Сына Божия,// со Отцем и Духом покланяемаго.
Град, почитающий Тя и по долгу славящий,/ ограждаеши, Всепетая,/ иконою Твоею чудотворною,/ от всякия беды и нестроения,/ и болезней тлетворных и пагубы,/ Дево Неискусобрачная,/ сего ради Тя присно восхваляем,/ Предстательницу нашу непостыдную.
Коложскую икону Твою, Премилосердная Владычице,/ даровала еси граду Твоему,/ в немже имя Твое прославляется,/ вера Христова и благочестие укрепляются,/ суеверия и ереси низлагаются,/ ангели ликовствуют и рыдают демони,/ мы же непрестанно Богородице вопием:/ радуйся, Благодатная, Господь с Тобою,// и Тобою с нами во веки.
Слава, и ныне, глас 8-й:
Подобен: О, преславнаго чудесе:
О, преславнаго чудесе!/ Источник исцелений нам издревле явися — / чудотворная Коложская Твоя икона, Богородице,/ юже во граде нашем и на Белой Руси Господь прослави,/ в знамение присущей Церкви Христовой благодати/ и в благословение правоверным./ Сию убо мы достодолжным поклонением чествуем/ и со умилением вопием Первообразней:/ утверди нас в вере и благочестии// и настави на пути спасения.