Крестопоклонная неделя, третья неделя Великого поста, называется так потому, что за всенощной третьего воскресенья (недели) после Великого Славословия святой Крест торжественно выносится на середину храма и остается там всю неделю. После каждого богослужения совершается особое поклонение Кресту.
С третьего воскресенья Великого поста, с началом Крестопоклонной недели, начинается четвертая седмица Великого поста. Крест вносится в алтарь только в пятницу. Эта седмица посвящена поклонению Животворящему Кресту Господню, установлена она в древности в середине поста.
Крестопоклонная неделя со всеобщим поклонением Кресту и славословием его имеет особенное значение для благодатного воодушевления христиан в борьбе с духовными страстями, гнездящимися в нас, со злобными наваждениями вражьими, с нашим неверием и унынием, для поддержания сил верующих.
Во всех песнопениях третьего воскресенья, Крестопоклонной недели, говорится о Кресте, но не о страдании на нем Спасителя, а о радости, о Его победе над смертью, над адом и диаволом. Из Триоди Постной: «Освобожденные от уз древнего осуждения / древом Креста, / мы, верные, на нем пригвожденного Христа / будем славословить» — мы освобождены от греха прародителей. Спасены Крестом.
Крестопоклонная неделя напоминает нам, что именно Крест является символом нашего спасения. Эту непобедимую и непостижимую силу Животворящего Креста давно уже знает и испытывает род христианский. Этой силой мученики ограждались от смертной опасности и страха пред лицом мучителей.
Мученики одерживали под хоругвью Креста Христова изумительные победы над мучителями. Принимая смерть, они также, как Спаситель мира, взявший на себя грехи человечества, побеждали смерть и мучителей своих. Крест — это символ не только искупительной жертвы Христа, но и Его славного Воскресения.
Крестопоклонная неделя напоминает нам также, что наша жизнь — это несение собственного креста. «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Впереди нас ждет Страстная седмица, к которой и ведет пост, как апофеоз всего Великого поста. К этому нас тоже подготавливает Крестопоклонная неделя.
В знамении Креста Христова, коим соделано спасение всего мира, сокрушена сила вражья и всем дарован скипетр Царства Небесного, заключается таинственная, непобедимая, непостижимая сила любви Божественной, ограждающая христианина на всех путях его жизни от многоразличных бед, скорбей и напастей.
Посему Крест Христов есть первый и важнейший предмет благовейного почитания в мире христианском, постоянная и неотъемлемая принадлежность христианского богослужения. Крестом венчаются святые храмы и иконостасы. Им совершается наше освящение в Таинствах и во всех священнодействиях церковных.
Кресту мы поклоняемся и его лобызаем каждый раз при выходе из храма в благословение и спасительное для нас напутствие. Крест мы носим на груди от купели Крещения, им мы знаменуемся при всех наших начинаниях, при наших входах и выходах из дома.
Крестом мы благословляем детей наших и сами в священническом благословении уповаем получить милость Божию ко благопоспешению дел наших. Крест мы, наконец, поставляем над могилами усопших отцов и братий наших, в чаянии их блаженного воскресения и победного торжества силою распятого Господа, победителя смерти и ада.
Под осенением Креста Христова должна проходить вся жизнь наша от колыбели и до гроба. И блажен тот, кто сохранит живую и твердую веру в спасительную силу сего Божественного знамени, пользуется всегда им с глубоким благоговением.
«Благословен Господь Бог Израилев крестом своим разрушивый древнюю клятву и сего предложивый нам в поклонение. Того целующе верно, того и воспевающе, Твою великую милость поем непрестанно» Ирмос 9-й песни канона.